Архив за день: 08.05.2013

Обращение Элиота к драматургии

Обращение Элиота к драматургии

Обращение Элиота к драматургии не было случайным. К середине 30-х годов он опубликовал много статей, посвященных проблемам поэтического театра и разработал основные положения своей эстетики. Кроме того, в этот период происходит переворот и в мировоззрении поэта. Элиот — нигилист и богохульник, ученик Мервина Бэббита, Бергсона, Брэдли и французских символистов — переходит в лоно английской католической церкви. Каковы бы ни были причины этого обращения, Элиот ко времени написания своей первой пьесы — не просто верный сын церкви, но воинствующий католик. Еще в начале 30-х годов он занимает ноет редактора журнала «Критерион». Оказавшись в оппозиции почти ко всем политическим течениям в период между двумя войнами, журнал этот явился рупором идей самых реакционных слоев английской буржуазии. Возможно, такое положение Элиота заставило его не только осознать необходимость защищать свою веру, но и стать одним из проповедников христианской доктрины.

Читать далее

Уникальные социологические и поэтические возможности

Уникальные социологические и поэтические возможности

В драме яснее, чем в других видах искусства, отражается жизненная и общественная природа последнего. «Искусство драмы, благодаря тому, что это столь древнее искусство, благодаря тому, что сама сцена и ншвой артист, вышедший на публику, всегда сохраняют свою примитивную, первичную основу,- это древнее искусство, как бы ни было оно раздроблено или недокормлено, предоставляет уникальную возмож-ность добраться до корней традиции и тем самым определить границы сегодняшнего общественного сознания».

Читать далее

Английские драматурги

Английские драматурги

Как и другие английские драматурги 50-х годов, Биэн естественно и принципиально демократичен в выборе и трактовке героев; он пишет о той среде, которую прекрасно знает по собственному жизненному опыту. В творчестве Биэна присутствуют идейные мотивы, характерные для всей английской драмы «новой волны»: критика фальшивых общих идей, иерархической общественной системы, утверждение прав человека из низов, но эти мотивы выражены драматургом по-своему, неожиданно и самобытно.

Читать далее

Личный произвол

На заре буржуазного общества государство превозносилось как сила, призванная обуздать личный произвол, создать порядок, который умерил бы частные эгоистические стремления, объединив всех во имя некоего общего блага.Личный произвол Правда, наиболее дальновидные мыслители уже тогда понимали опасность, таящуюся для человечества в чрезмерном усилении государства, к тому же управляемого всего-навсего одним человеком. Поэтому, начав с поддержки абсолютизма, гуманистическая мысль через некоторое время метнулась в сторону крайних форм демократии. Но во время буржуазной революции во Франции кратковременная демократия существовала как власть, основанная на терроре, и завершилась восстановлением единовластия.

Читать далее

Слова «инстинкт», «жестокость», «насилие»

Слова «инстинкт», «жестокость», «насилие»

Рядом ставят слова «инстинкт», «жестокость», «насилие»-речь, следовательно, идет не только о внешней стороне развития театрального искусства, но о глубоких идеологических процессах в современной культуре, которые начались не сегодня и не несколько лет тому назад, когда заговорили впервые о ритуале как о форме театральной условности.

Читать далее

Народные театры

Народные театры восстанавливали нарушенные контакты. Они открывали доступ к театральному искусству миллионам новых зрителей. Тенденция демократизации стала одной из главных в развитии современного театрального искусства.

Разумеется, это движение неоднородно. Народные театры имеют свои специфические черты, обусловленные особенностями исторического развития каждой страны, идейно-политическими устремлениями их руководителей и коллективов, национальными традициями искусства этих стран. Однако, несмотря на разнообразие форм, они представляют собой единое явление духовной жизни общества, ибо ставят перед собой общие задачи, преследуют одни и те же или близкие цели.

Читать далее

Следование принципам драмы

Следование принципам драмы характеров или драмы идей, театру личности или театру коллективного опыта в известной мере предопределяет тему, материал, технику сочинения, а обращение к стилизованной форме иной раз толкает композитора к созданию художественной условности, неизвестной ни вердиевской драме характеров, ни вагнеровской драме идей, т. е. — к не опере .

Читать далее

Респектабельное однообразие британской сцены

Респектабельное однообразие британской сцены

Происходило в самом деле что-то ошеломляющее. Респектабельное однообразие британской сцены первого послевоенного десятилетия было грубо нарушено. В драматургию вступил одновременно большой отряд новобранцев, совершенно не приспособленных к прежним правилам театрального искусства, более того — ни в малейшей степени не желающих считаться с этими правилами. Они вели себя шумно, дерзко, как захватчики, как люди, убежденные в том, что им надлежит взять в свои руки театр, принять на себя ответственность за судьбы английского зрителя. Поразительным было уже количество вступающих в драматургию авторов — каждый год приносил новые имена, знаменовался новыми шокирующими премьерами. Удивительным было и то, как и откуда рекрутировались новобранцы.

Читать далее

Отправная точка театроведческих рассуждений

Отправная точка театроведческих рассуждений

Существенно, что совпадает отправная точка театроведческих рассуждений, между которыми пролегло полвека. Эта точка — констатация кризиса театра в современном обществе. Какова причина кризиса? Вспомним Гордона Крэга:

Читать далее

Настоящий момент

Настоящий момент

Поскольку в конкретно-историческом и политическом, аспекте материал уже освещен, в настоящий момент представляет интерес вопрос о том, каковы были функции интеллектуализма в литературе и искусстве, какой след оставил он в современной художественной культуре.

Читать далее

Май 2013
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    Июн »
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031