Круг проблем получает новое освещение в драматургии последних лет. Мы завершаем нашу хронику очень кратким списком, включающим лишь несколько имен и названий и далеко не охватывающим все интересное, что появилось на сцене в эти годы. Из всего многообразия премьер, названные здесь определяют то новое, что появилось в драматургии.
Опера огромна. Каждый из пяти актов имеет свои точные временные границы действия в пределах 1608-1630 годов.
Точными датами отмечен путь страданий Иоганна Кеплера, его мученичество на земле и смерть, открывающая «гармонию», не познанную им при жизни. Здесь есть черты подлинной биографии, более педантично преподнесенные, чем в «Матисе», есть историческая документальность, показ событий средствами театральной иллюзии. Есть и богатый бытовой план, поскольку мученичество ученого осуществляется и в частной жизни. Но все эти «показы» и «демонстрации» вводятся лишь как драматическая разработка очередного этапа человеческой драмы Кеплера. Для композитора было ясно, что обычная оперная сцена не вместит всей сложности действия, и он смело размещает одновременно завязывающиеся узлы конфликтов в четырех квадратах специально для этого разделенного пространства сцены. Этот прием не всегда может облегчить понимание запутанного действия и его сложного подтекста, но «одновременная игра» здесь производит сильное впечатление, особенно когда на сцене показывается дом Кеплера «в разрезе»: Сусанна, жена Кеплера, и его мать Катарина, каждая в своей комнате, размышляют о непреодолимой ненависти друг к другу; их короткие реплики перемежаются строками Библии; одновременно в комнате, где работает Кеплер за своим бюро, его маленькая дочь Сусанна расспрашивает о «лунном человечке» из сказки и получает в ответ обидное и непонятное рассуждение о трех великих законах движения небесных тел. Эти переплетающиеся линии общего конфликта, это непонимание всех — всеми дает основу драматически-разобщенному, но связанному высшим музыкальным единством ансамблю.