Архив за день: 27.05.2013

Страница 1 из 212

Долгое время

Долгое время

Сартр долгое время считал, что Маркс оставил недоработанной проблему личности, индивидуального бытия, что в диалектике социального и индивидуального последнее требует дополнительной разработки, особенно в условиях XX в. Он считал, что марксизм нужно «дополнить экзистенциализмом». Эти положения были развиты им в работе «Критика диалектического разума» (1958), где Сартр свою этико-философскую систему стремится своеобразно сочетать с материализмом в вопросах истории и социологии. Признавая законы классовой борьбы, лежащие в основе развития истории, Сартр утверждает, что для действия этих законов отнюдь не безразличны мотивы поведения отдельного индивидуума.

Читать далее

Вмешательство режиссера

«Оттолкнувшись от текста, который допускает разные интерпретации и вмешательство режиссера, Стрелер его творчески переработал, создав собственное произведение».Вмешательство режиссера Трактовка Стрелера ближе к первой редакции пьесы, и это особенно сказалось на исполнении центрального образа. Тино Буаццели играет Галилея как значительную личность, великого ученого. И его отречение — это не предательство науки во имя торжества практического здравого смысла, удовлетворения плотских наслаждений, а своеобразный маневр, чтобы иметь возможность заниматься своими исследованиями. «Галилей — Буаццели важный и меланхоличный, ощущающий двусмысленность своего положения и глубокое одиночество,- пишет итальянский критик Ренцо Тиан.- Он до конца не перестает спрашивать и сомневаться, так и не придя к определенному ответу». Театр делает акцент на трагическом одиночестве человека, не понявшего значения своего великого открытия для народа и не сумевшего увидеть возможности его огромного воздействия на всю жизнь общества. При таком, несколько отличном от брехтовского, решении спектакля Стрелер тем не менее сохраняет всю остроту и силу поставленных драматургом вопросов — о гражданском поведении ученого, о его ответственности перед народом и историей. Разъясняя свою трактовку центрального образа, Буаццели пишет: «Эта драма, может быть, еще раз напомнит людям об ответственности ученых, высшей целью которых должно быть благо человечества». Его герой в финале не только все еще сомневается, но и осуждает себя. Выдержанный в строгом эпическом стиле, спектакль Миланского «Пикколо» заключал в себе большой идейный заряд, остро ставя актуальные вопросы о роли и месте ин-теллигенции в обществе, о праве па свободу мысли и борьбе за нее.

Важная черта современной английской драмы

Важная черта современной английской драмы — общая демократизация, снижение социального положения персонажей — выражена в творчестве Дилени как будто несколько стерто. В сущности, и Джо, и ее мать — подонки общества, обе они сознательно представлены деклассированными. Точность социального положения героинь не очень важна в данном случае. Наблюдая всеобщую разобщенность людей в современном обществе, Дилени выбрала крайнюю ситуацию, чтобы призвать к взаимопониманию и взаимопомощи как главному, на ее взгляд, средству, чтобы морально выстоять, удержаться на ногах.

Читать далее

Влияние Брехта

Отметив некоторое влияние Брехта, английский режиссер сказал: «Долго полагали, что «очуждение» Брехта противоположно концепции Арто, считавшего, что театр дает непосредственное и бурное катастрофическое переживание.Влияние Брехта Я никогда не был согласен с этим. Я убежден, что театр, подобно жизни, представляет собой непрестанный конфликт между впечатлением и суждением — иллюзия и разочарование в них находятся в мучительном соседстве и неотделимы. Этого достигает Вайс. Начиная с названия, все в его пьесе предназначено для того, чтобы нокаутировать зрителя в челюсть, затем погрузить его в ледяную воду, потом заставить его попытаться осмыслить происшедшее с ним, потом нанести ему удар в пах, затем опять привести в чувство. Это не совсем Брехт,

Читать далее

Современные западные теоретики

Современные западные теоретики

Бентли, скажем, ополчается против теории «неинтеллектуального», ритуального происхождения драмы,- теории, из которой исходит в своих размышлениях Ф. Фергюссон. Однако для обоих теоретиков драма — это «концентрированная реальность», воплощающая единство идеи и чувства, идеи и факта,- хотя один исследователь (Фюргюссон) называет это мифологическим свойством драмы, «подражающей действию посредством действия», а другой (Бентли) подчеркивает «чувственную интеллектуальность» театра.

Читать далее

Герои фарса

Герои фарса в своих поступках не остаются в рамках жизненной вероятности. Там в порядке вещей самые неожиданные поступки, град побоев, реки проливаемой крови. Все с самого начала не принимается зрителями всерьез, так как в фарсе действуют марионетки, одушевленные куклы. Именно это обстоятельство и санкционирует неповиновение фарсовых персонажей законам реального мира — они просто нечувствительны к их действию. Фарс, таким образом, оказывается снижающей пародией на трагедию, где герои поступают наперекор обстоятельствам и погибают; в фарсе же персонажи совершают все что угодно, как бы не замечая, что они всего лишь марионетки. Фарс, эта своего рода «антитрагедия», послужил моделью и для «антидрамы» Эжена Ионеско. Герои его ранних пьес — такие же марионетки, не ощущающие пугающей бессмысленности собственных поступков, ибо они подчиняются своей логике, логике раз и навсегда усвоенных понятий, «опредмеченных» в застывших штампах языка, подобно «прописным истинам» флоберовского словаря.

Читать далее

Отрицание жизни

Отрицание жизни

Подобного рода отрицание жизни является, собственно, не чем иным, как разновидностью ухода в «подполье». У Достоевского вполне определенно сказано, что отчужденному «человеку без качеств», не способному противопоставить свое «я» чуждому миру, остается лишь «молча и бессильно скрежеща зубами, сладострастно замереть в инерции, мечтая о том, что даже и злиться, выходит, тебе не на кого; что предмета не находится, а может быть, и никогда не найдется, что тут подмен, подтасовка, шулерство, что тут просто бурда,- неизвестно что и неизвестно кто, но, несмотря на все эти неизвестности и подтасовки, у вас все-таки болит, и чем больше вам неизвестно, тем больше болит!».

Читать далее

Абсолютизация гегельянства

Абсолютизация гегельянства

Последняя не означала ничего иного, как абсолютизацию гегельянства. Фашиствующее философствование спекулировало «антихристианизмом» Ницше, но опиралось,- объективно говоря,- вовсе не на него, а именно на возможность «абсолютной идеи» и конкретно на гегелевскую теорию государства. Нет ничего удивительного в том, что марксист Брехт развивал диалектику Гегеля, а его противники — гегельянский объективный идеализм в вопросах философии, истории и политики.

Читать далее

Сочетание буффонады и мыслей

Серьезной тональности этих пьес противостоит «Какая милая война!» — спектакль, созданный известным английским режиссером Джоан Литтлвуд.Сочетание буффонады и мыслей Это монтаж бравурных и кафешантанных песен времен первой мировой войны, перемежающийся окопными эпизодами, встречами политиков и штабными разговорами. На сцене звучат веселые песни, актеры выступают в нарядах пьеро, а на светящейся электрическим светом ленте вспыхивают тексты фронтовых сводок: сколько убито под Верденом, на Марне и в других боях первой мировой войны.

Читать далее

Задорный вызов

Задорный вызовОн заявил, что ненависти его уже тридцать лет — «…вы взращивали во мне мою ненависть. Постепенно вы ее усовершенствовали на свой лад и превратили в тот тупой и изношенный инструмент, каковым она является сейчас. Я надеюсь, что эта ненависть поможет мне устоять на ногах (курсив мой.- А. О.) …А пока — проклятие тебе, Англия! Ты ужо гниешь и очень скоро исчезнешь совсем. Моя ненависть переживет тебя — хотя бы только на секунду. А мне хотелось бы, чтобы ненависть моя существовала вечно…».

Читать далее

Страница 1 из 212
Май 2013
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    Июн »
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031