Архив за день: 28.05.2013

Страница 1 из 212

Отождествление рациональности и человечности

Отождествление рациональности и человечности

В числе своих учителей он называл Фолкнера и Кафку. «Я не уверен,- говорил Сартр,- что у Кафки идет речь об иррациональном, об абсурдном. Скорее — о конфликте разума ищущего, историзирующего и — разума остановившегося, застывшего. Абсурдная ситуация возникла бы в том случае, если бы речь шла об иллюзии, или, что то же самое, если бы между обоими типами сознания существовала взаимная несовместимость. Но Кафка прав, когда утверждает, что вполне закономерно требовать права входа в Замок, что есть пути и способы, как проникнуть в него, хотя одновременно существует масса доводов, причин и конфликтов, которые препятствуют этому. Все это — вполне человеческая ситуация, никоим образом не абсурдная. Впрочем, даже Беккет не абсурден в своем страхе, в своем пессимизме. И этот страх, и этот пессимизм очень человечны, рациональны».

Читать далее

Музыка действия

Второй акт «Диалогов кармелиток» — «музыка действия», активная вокально-симфоническая трактовка событий в духе большой оперы Верди. Третий акт, может быть именно для нашего времени, редкостный образец непрерывного мелодического развития в голосах и в оркестре. Конечно, и этот принцип близок Верди. Что же касается посвящения Монтеверди, то автор, вероятно, подчеркивает этим, что произведение создавалось как продолжение великой оперной традиции, начатой Монтеверди и давшей впервые опере подлинную трагедийность и психологически точные мотивировки человеческого поведения и человеческих характеров. Монтеверди, кроме того, был мастером мелодического речитатива, и Пуленк, разрабатывавший значительно более сложную манеру речитативного пения, воспитанную французским стихом Элюара и Аполлинера, тем не менее отдает здесь дань почтения старому итальянскому мастеру.

Читать далее

Единственный критерий

С точки зрения человеческой жизни, а следовательно, и с точки зрения темы романа нашего века, нет ни малейшего сомнения в том, что этой темой является социализм с периодом его сталинской деформации…Единственный критерий Не существует абсолютной морали. Единственный критерий — практика, революционная практика. Означает ли это, что цель оправдывает средства? Ни в коем случае, так как применение неправильных, не соответствующих средств может привести к смещению цели. Гегель сказал: «Цель — это совокупность средств, используемых для ее достижения». Допустим на мгновение, что для освобождения мира, общества нужно было бы или оказалось нужным систематически прибегать к лжи и мистификации. Общество, освобожденное с помощью таких средств, было бы уже другим обществом, чем то, которое мы себе представляли. Это было бы общество людей, которые привыкли ко лжи и мистификации, ставшими их практикой. Это общество превратилось бы в совокупность людей, полностью отчужденных. Обязанность революционного интеллектуала как раз и состоит в том, чтобы всегда сказать, как только он почувствует, что средства отклоняются от поставленной цели».

Читать далее

Мастерство низменных душ

Мастерство низменных душ

Мы считали, что мастерство низменных душ позволит справиться с благородными делами, что ловкость и эгоизм могут воодушевлять на самоотверженность, что черствость сердца может с помощью пустых речей породить братство и любовь. Мы отнеслись небрежно к существу Человека… Я не хочу впредь судить о человеке на основании готовых формул, оправдывающих его действия».

Читать далее

Драматическое действие

Драматическое действие

Хор, герой, конфликт — строя свою концепцию драмы вокруг каждого из этих нерасторжимых ее компонентов, прогрессивные западные теоретики движимы идеей единства драмы, мечтой о единстве сцены п зрителей, а за этим — об общественном единстве. Единство театрального действия — для Фергюссона — это возвращение под своды театра общественного единства. Система драматических жанров — у Бентли — воплощает богатство общественных чувств, объединяющих зрительный зал. Единство сценических форм — по Мельхингеру — означает в конечном итоге поиски свободных основ общественной жизни.

Читать далее

Исходная ситуация

Исходная ситуация

Сама ты этого не умеешь». И чуть позже он добавляет: «Мне лучше умереть, чем жить без тебя».- «Да, мы просто всем делимся друг с другом, понятно?» — пытается объяснить Джо матери, сбитой с толку, решительно не понимающей их отношений. «Я хочу, чтобы ты всегда был со мной, потому что я знаю: ты никогда ничего от меня не потребуешь… Мы ведь женаты. Мы уже тысячу лет женаты»,- признается в конце концов Джо в своих чувствах к Джефу. Именно Джеф заставляет ее понять и смысл наступающего материнства: «Знаешь, в первый раз в жизни я чувствую, что я что-то значу. Я чувствую, будто я могу взять на себя ответственность за весь мир! И даже за тебя!»

Читать далее

Пьесы Брехта

Пьесы Брехта

С постановкой каждого спектакля Брехта росла идейная зрелость и художественное мастерство театра. Спектакль «Жизнь Галилея» стал не только крупным явлением в театральной жизни Италии, но и «событием международного значения». «В брехтовской репертуаре Стрелер нашел то социально-политические мотивы и ту форму сказки-притчи, которые близки характеру его режиссуры».

Читать далее

Драма Пуленка — Бернаноса

Драма Пуленка — Бернаноса освещает момент острого кризиса в истории церкви и раскрывает человеческую трагедию, связанную с падением силы и власти веры, что само по себе актуально и болезненно-живо для современной Франции, как и для других западных стран.Драма Пуленка - Бернаноса Наибольшее сочувствие в пьесе вызывают не религиозные фанатики, не «нормативно» ведущие себя служители церкви, а «отступники», колеблющиеся, заблуждающиеся, т. е. именно подлинные мученики. Существенное место в сюжетной концепции занимает патологическая индивидуальность Бланш. Но безумие Бланш — не «клиническое», а символическое и социальное: безумные надежды старой католической Европы, умирание этих иллюзий и надежд. Пуленк своей музыкой акцентирует красоту умирания, (возвышенность обреченных. Пуленк — поклонник «старомодной» красоты в мире искусства. Все написанное им прежде всего красиво. И эта красота не обостряет, а примиряет жизненные противоречия. В эстетике этой примиряющей красоты Пуленк скорее последователь французской традиции Дебюсси, чем немецкой историко-философской оперы Хиндемита или русской «народной драмы» Мусоргского, на которого Пуленк не раз ссылался, говоря о своих оперных принципах.

Читать далее

Пожилой государственный деятель

Пожилой государственный деятель

В последней пьесе — «Пожилой государственный деятель» — Элиот снова ищет возможно большего объединения сюжета, драматического действия и христианской идеи. Он опять видоизменяет свою манеру. Это уже скорее романтическая комедия, в которой поверхностное действие пытается эффективно слиться с религиозной темой. «Пожилой государственный деятель» — пьеса о любви. Это, конечно, не просто лирическая история двух влюбленных. Но внимание к реальной земной любви приобретает новое значение. Тема взаимосвязи между любовью земной и небесной, тема двух путей к спасению поднималась Элиотом еще в «Семейном съезде». Однако, вплоть до последней пьесы, конечный вывод читался иначе. Высшее единение с богом не достигалось через земную любовь, но наоборот, любовь к богу вела к постижению истинной земной любви.

Читать далее

Метод воздействия на зрителей

Метод воздействия на зрителей

«Вайс не только пользуется тотальным театром, этим освященным временем положением о том, что все элементы сцены должны служить пьесе,- пишет Брук. — Его сила не только в количестве инструментов, которые он применяет; главное заключается в той какофонии звуков, которая создается столкновением стилей. Каждый элемент получает свой смысл при сопоставлении с соседствующим: серьезное рядом с комическим, благородное рядом с простонародным, литературное рядом с грубостью, интеллектуальное рядом с материальным; абстракцию делает живой сценический образ, жестокость осмысляется посредством холодного потока мысли. Потоки смысла пьесы то тут, то там проходят через всю ее композицию и в результате возникает чрезвычайно сложная форма,- как у Жене, это зеркальный зал или коридор, наполненный эхо,- поэтому зритель должен смотреть на то, что он видит, возвращаться мысленно к тому, что было раньше, и только так сможет он добраться до мысли автора» .

Читать далее

Страница 1 из 212
Май 2013
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    Июн »
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031