Архив за месяц: Май 2013

Послевоенное творчество Элиота

Послевоенное творчество Элиота

Все послевоенное творчество Элиота направлено на то, чтобы показать тщетность земных надежд, убедить зрителя в существовании бесконечной, безвременной реальности духа. В этом постоянном подчеркивании сверхъестественного уровня существования, где нет места ни надеждам, ни разочарованиям, и состоит основной религиозный характер драм Элиота. В основе их все тот же образец — постижение героем своей исключительности, приятие ее, выбор своего пути в заданной ситуации и искупление.

Читать далее

Пренебрежение чувством художественной меры

Может быть, в этом и заключается ошибка, некоторое пренебрежение чувством художественной меры в общей концепции произведения. (Если рассказ Генри Джеймса, послуживший основой для либретто, и соприкасается в какой-то мере с тривиальными «историями о привидениях», то все же там призраки существуют лишь в воображении экзальтированной девицы-гувернантки.) Рассказ у Джеймса ведется от лица гувернантки, взявшейся за воспитание сирот. Либреттист же переключает ее рассказ в план реального действия и тем самым «материализует» ее видения, ее галлюцинации. Ей кажется, что душами детей владеют призраки. Защищая мальчика от таинственного призрака, гувернантка вторгается в хрупкий мир детской души и разрушает его. Душевная борьба не под силу ребенку. Он сломлен ее тяжестью и погибает. Но и «спасительница» оказывается на грани безумия.

Читать далее

Понимание «театра жестокости»

В конечном итоге к же пониманию «театра жестокости» пришел и Арто, ставя знак равенства между жестокостью, жизнью и необходимостью. Жестокость он понимает как «аппетит к жизни», «усилие», «существование через усилие», «подчинение необходимости». Местом, где должно сообщаться подобное «трансцендентное ощущение жизни», Арто делает театр, считая, что только там можно изменить людей, а себя объявляет его пророком. Арто, следовательно, пытается решить проблему современной трагедии в ее древнем понимании как важного общественного дела. Катарсис античной трагедии в его философском понимании заключался в том, что зритель должен был очиститься, ощутив торжество высшей справедливости судьбы и воли богов, утверждаемой за счет людских страданий, которым в рамках человеческой справедливости не было оправдания. В Новое время эта античная судьба выступила как История. Героический же век, когда одинокий человек, не признавая справедливости Истории, мог вступить с ней в схватку, остался позади с эпохой Возрождения. С осознанием полной зависимости героя от социальных обстоятельств теряется почва для трагедии. Адресуя свой «театр жестокости» свободному от социально-психологического детерминизма «тотальному человеку», Арто хочет заставить путем эмоционального потрясения ощутить всевластие стоящей над Историей Судьбы.

Читать далее

Постоянный долг искусства

Постоянный долг искусства

На закономерностях жизненного опыта и жизненной борьбы покоится структура драмы, прежде всего — структура драматических жанров, разбор которых составляет главное достоинство «Жизни драмы» Э. Бентли.

Читать далее

Тесная связь

Тесная связьВторое, а но своему значению первое и главное,- тесная связь английской драмы середины века с современной английской действительностью, ее обусловленность временем — нелегким, негероическим, не вселяющим особых надежд на будущее существование Британской империи 50-60-х годов. Как ни называть явления, имеющие место в английском театре этой поры, признавать или не признавать их «революцией» (к чему мы еще вернемся), они. несомненно имеют прежде всего идейный смысл. Содержание драм поражало и шокировало зрителей и критиков. Идеи удивляли, увлекали или вызывали отпор. Именно потому, что поиски форм полностью подчинялись содержанию, растворялись в бурном, подчас очень противоречивом потоке чувств и размышлений, на них на первых порах почти не обращали внимания, их контуры даже нелегко было сразу различить.

Читать далее

Драматическая форма

Драматическая форма

Драматическая форма,-рассуждает Бентли,-по самой природе своей гармонически сплавляет идею и чувство, уравновешивая тем самым дидактический и эмоциональный эффект. Драма призвана преодолеть разрыв мысли и чувства, столь существенный в общественной идеологии нового времени. «В литературе чувство требует мысли. В жизни бывает не так: приступ боли разражается и проходит. Зрителям пьесы не навязать такого приступа, если не поместить его в обдуманную и поддающуюся анализу структуру, если не сообщить ему какого-то общего значения в этой структуре».

Читать далее

Три стихии

Три стихии: мятущаяся душа Граймса, любопытством и злобой одушевляемая толпа и безучастное к человеку, своей жизнью живущее море в равной мере глубоко отражены средствами музыки, и драматической, и описательно-иллюстративной.Три стихии Изменчивые лики моря нарисованы симфоническими интерлюдиями, житейская суета и несложные построения «коллективного разума» общины передаются в хоровых сценах, попытки самоутверждения личности и агония раздавленного человека — в речитативе и редко — в мелодическом пении.

Читать далее

Пьесы Уэскера

Пьесы Уэскера

Действие недавней пьесы Уэскера «Их собственный Золотой город» начинается в соборе. Орган играет Баха, звуки торжественно несутся в высоту. «Держу пари, что Бах попал на небеса прежде Шекспира»,- восклицает герой пьесы, будущий архитектор. Музыку вообще любят, ценят герои многих английских пьес, написанных в последнее десятилетие. С музыкой ассоциируется все прекрасное и истинное» в жизни, мечта человека о будущем — о социализме.

Читать далее

Выбор «Войцека»

Выбор «Войцека»

Выбор «Войцека» очень характерен — пьеса Бюхнера захватывала всех близких к экспрессионизму художников. На этот сюжет написал свою знаменитую оперу Альбан Берг, «Войцека» включила в свой репертуар Экспериментальная группа Королевского Шекспировского театра, проводившая в 1964 г. свой опыт с «театром жестокости». Слова Ю. Баба лучше всего иллюстрируют экспрессионистское, в духе преодоления детерминизма, понимание «Войцека»: «Вот истинный человек, этот несчастный Войцек, человек страдания, которого обижают, на которого наступают со всех сторон. Наконец природа заговорила в нем, сказалась убийством и разрушением. Под величайшим давлением мира будничная речь обретает глубину народной песни, библейской силы, и творятся образы несравненной жизненности».

Читать далее

Диалектичность брехтовской характеристики

Диалектичность брехтовской характеристики

Отсюда диалектичность брехтовской характеристики Кураж. Хороша как мать, как делец, как действенная и умная натура; плоха всем тем, что является результатом ее вынужденной приспособляемости к обстоятельствам. Брехт далек от мысли обвинять во всем лично маркитантку Кураж или папу римского. Он над ними, над историей. Брехт эпичен.

Читать далее

Май 2013
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    Июн »
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031