Архив за месяц: Май 2013

Буржуазный национализм

Буржуазный национализм

Буржуазный национализм не зависит от национальности. Песня Мусью задевает чувствительные струны в сердцах ирландцев м-ра Мэллиди и мисс Гилкрист: они обедневшие мелкие буржуа и всей душой тянутся к высшим классам. Мисс Гилкрист, желая доставить пленному Лэсли высшее удовольствие, восторженно читает ему вслух сентиментальную газетную статью о жизни английской королевы. Солдагу только вежливость не позволяет послать мисс Гилкрист с ее газетой ко всем чертям, зато м-р Мэллиди радостно поет:

Читать далее

Процесс дезидеологизации

Процесс дезидеологизации, о котором уже говорилось, затронул не только поколение, видевшее смены и крах некоторых идеологий первой половины XX в., коснулся он — п притом особенно остро! — именно молодежи, для которой духовная опора особенно нужна в начале жизни.Процесс дезидеологизации Такой духовной опоры поколение, которое обрело сознательность в 50-е годы, не нашло для себя.

Читать далее

Предписание композитора

Все хоры, по предписанию композитора, должны быть предварительно записаны на пленку и транслироваться через репродукторы. Они далеко слышны, и их мощное и в то же время светлое звучание создает «пленэрный» эффект. Некоторые хоровые эпизоды имеют подчеркнуто лирический характер, и все произведение в целом, как бы вопреки трагическому пафосу сюжета, проникнуто светлым лиризмом личного авторского мироощущения.

Читать далее

Особенный ригоризм

Полюбил Россию, в ней увидел духовные резервы свободы.Особенный ригоризм Он любит молодую русскую поэзию, вернее — самый факт бурного цветения поэтов. Любовь, впрочем, не всегда означает понимание. Особый жесткий схематизм и захлестывающий политический азарт — качества, сыгравшие столь положительную роль в годы войны,- в сегодняшней обстановке иногда мешают Сартру разобраться в новых явлениях.

Читать далее

Трагедия «Кориолан»

И сам характер главного героя раскрывается не столько в борьбе с самим собой (подобно, например, Макбету), сколько во взаимоотношениях с окружающими. Особое место в трагедии занимает показ римского плебса. Это уже не толпа, но общественная сила, сознающая свое положение и требующая, чтобы считались с ее интересами.

Читать далее

Комедиант в мюзик-холле

 

Комедиант в мюзик-холлеКомедиантом в мюзик-холле был старый Билли Райе. С песенками и номерами на эстраде выступает его сын Арчи. Куплеты исполняет и сын Арчи — Фрэнк. Величие и слава мюзик-холла — Билли, блистательно выступавший па эстрадных подмостках примерно полвека назад; он представлял собой личность как художник, у него был свой стиль. Время от времени грань между вставными, эстрадными номерами, интермедиями и сценами бытового, психологического характера, изображающими невеселые будни семейства Райе, совершенно стирается. Иные куплеты как гневные призывы, как политические лозунги, тревожа и проклиная, летят в зал — например, когда Фрэнк после полученного известия о гибели брата, солдата Мика, во время событий на Суэце, поет: «Верните его тело и похороните в Англии. Верните его тело и похороните здесь. Привезите его тело на самолето. Но никогда не говорите мне об этом» и т. д.

Читать далее

Богемный бунтарь Альфред Жарри

Богемный бунтарь Альфред Жарри

В театр этот прием нанизывания несообразностей принес в конце XIX в. французский богемный бунтарь Альфред Жарри, предвосхитивший современный «театр абсурда» пьесой «Король Убу». Жарри даже учредил особую науку «патафизику» и определил ее как «науку воображаемых решений, которая символически относит к очертаниям предметов свойства, характерные для их сущности». Патафизический казус усматривается, когда строгое поверхностное следование логике приводит к бессмысленному по своему содержанию заключению. Этот принцип нанизывания цепи несообразностей, внешне скрепленных логикой здравого смысла, положил в основу своих ранних пьес Эжен Ионеско: из-за своей внешней логичности несообразности перестают удивлять самих героев (герой братьев Маркс все-таки не принимал появление коровы как должное).

Читать далее

Сомневающийся зритель

Сомневающийся зритель

Эпизод написан настолько убедительно — рыцари даже названы по именам — что возвращает зрителя в реальный мир и неминуемо заставляет задуматься над всем происшедшим, а не просто воспринять события эмоционально. Но Элиот как бы провозглашает, что момент сомнения необходим для полного познания истины.

Читать далее

Новая полоса

Новая полоса характеризуется заметным возвратом к социальной тематике и к ничем не завуалированным общественным конфликтам.Новая полоса Ранее написанные, но лишь теперь поставленные, пьесы Брехта играют в этом отношении очень значительную роль. Исключительно большой резонанс в мировом театре имели гастрольные поездки театра Брехта «Берлинер Ансамбль» в Париж и Лондон. С этого времени начинается второе «открытие» Брехта (первое было связано с «Трехгрошовой оперой» в 20-е годы). Драматургия и театральный метод Брехта с этого времени начинают оказывать мощное влияние на всю театральную культуру Запада.

Читать далее

Драматургия произведения

Как же относится Ноно к эстетике оперы и ее драматургии? Вся драматургия его произведения обусловлена музыкой. Это вполне согласуется с принципами Шенберга и Берга. Какое же место занимает здесь собственно театр, родственный идеологическому театру Пискатора, Маяковского, Мейерхольда? Являются ли приемы этого театра необходимостью, органическим элементом целого? Ноно следует в своей опере принципам эпического театра. Содержание произведения далеко не исчерпывается сюжетом. Либретто весьма схематично, написано в тоне манифеста. Личная драма шахтера-эмигранта лишь обобщенно намечена: он выбирает между двумя связанными с ним женщинами как между эгоизмом и самоотречением, между гибелью и спасением. Текст не имеет самостоятельной художественной ценности. Это монтаж заимствованных из разных источников стихотворных строф, фраз, лозунгов, которые, с точки зрения композитора, наиболее точно и характерно отражают наше время. Уже первый хор па текст Анжело Рипелино звучит как этическая программа «истинной жизни», противопоставленной деловитому прозябанию «будничных людей». Другие тексты заимствованы из «Репортажа с петлей на шее» Фучика, из «Писем приговоренных к смерти участников итальянского Сопротивления», из стихов Элюара, из речи Сартра, из «Левого марша» Маяковского. В самом конце, выражая идейный итог произведения, звучит отрывок поэмы Брехта «К потомкам». Все эти цитаты — прием объективизации и обобщения частных коллизий сюжета, когда путь человека представляется как путь человечества, когда зритель стоит перед выбором своего решения задачи, которую дает ему автор произведения. «Просветительские» и «пропагандистские» тексты проецируются на экран.

Май 2013
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    Июн »
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031