Архив за месяц: Май 2013

Имена Шоу и Шона ОКейси

Имена Шоу и Шона ОКейси

Все чаще всплывают имена Шоу и Шона ОКейси в качестве прямых предшественников современных английских драматургов. Появляются специальные статьи, исследования, посвященные этой теме. Известного театрального критика Кеннета Тайнана, первого и горячего пропагандиста Брехта в Англии, сравнивают с Шоу, выступившим в свое время с пылкой агитацией за идеи и произведения Ибсена, сделав его героем театральной революции в английском театре конца XIX в. Последнее сопоставление справедливо и плодотворно. Роли Ибсена и Брехта в самом деле аналогичны в развитии английского театрального искусства, прежде всего драмы. Соизмерим масштаб имен и сила и широта воздействия обоих авторов на европейскую театральную культуру. Аналогична и та степень субъективности и самобытности, с которыми проходило освоение общественных и художественных идей как Ибсена, так и Брехта в Англии.

Читать далее

Интеллектуализм в драматургии

Несомненно, интеллектуализм в драматургии начался гораздо раньше.Интеллектуализм в драматургии Во всяком случае, литературные истоки и предшественники у этого течения имелись. Символизм, скажем, у Ибсена после целой эпохи позитивизма в философии и натурализма в литературе приобрел резко выраженный интеллектуальный характер, явившись первой поэтически «остраненной» формой интеллектуализма в литературе. Затем в духовную жизнь нашего столетия решительно вступил Бернард Шоу, воинственно сменивший традиции критического реализма на доспехи политического писателя-парадоксалиста, с достаточно обширными интеллектуалистскими претензиями. Далее — явление Луиджи Пирандслло. Разве Пиранделло, какие бы тут ни делать оговорки, уточнения и поправки, не явился живописцем человеческого сознания, его тревог и беспокойства, ищущего, на что бы опереться в самом себе? Это было беспокойство чисто интеллектуального порядка, хотя и иррациональное по своему характеру. (Перед нами парадокс пиранделлизма: иррационализм мировоззрения и изобразительного материала при отчетливом рационализме, даже житейской рассудочности творческого метода.)

Читать далее

Произведение Георга Бюхнена

Произведение Георга Бюхнена

Выбрав известное произведение Георга Бюхнена, А. Берг создал на его основе замечательное, художественно совершенное либретто, послужившее идеальной канвой для музыки. И если Германн в «Пиковой даме» Чайковского увиден был глазами русского интеллигента 90-х годов прошлого века (т. е. не по Пушкину, а скорее по Достоевскому), то «Воццек», соответственно, щадится не столько глазами Бюхнера, сколько Франца Кафки.

Читать далее

Свобода, по мнению Элиота

Свобода, по мнению Элиота, заключается в осознании воли божественного провидения и полном растворении себя в воле бога.

Некоторые положения философии и эстетики Элиота смыкаются с философскими взглядами христианских экзистенциалистов. Прежде всего, их роднит трагическое мировосприятие, связанное со страхом смерти и стремлением к бессмертию. Концепция свободы выбора тоже связана с экзистенциалистской философией. Горой Элиота обычно находится в замкнутой экзистенциалистской ситуации, он поставлен перед необходимостью выбора всем ходом жизни. Если герой пришел к этому в результате духовного просветления с сознанием необходимости посвятить свою жизнь высшей реальности, служению богу, если он полностью растворился в воле божественного провидения, то выбор его будет верным и через страдание он достигнет бессмертия в спасении своей души.

Читать далее

Трагедия разума

Трагедия разума

«Трагедия разума» и «трагедия страсти» противопоставили себя друг другу, запечатлев тем самым расщепленноо общественное сознание буржуазного человека — отлученного от природы, отторгнутого от естественной гармонии жизни. Друг от друга отделились и автономизировались начала, призванные по своей природе друг друга дополнять: разум и чувство, мудрость и страсть, вечное и моментальное, всеоб-щее и единичное, сущность и явление. Это расщепление зафиксировано в развитии драмы на протяжении всего нового времени.

Читать далее

Трехгрошовая опера

Трехгрошовая опера

В 1921-1924 гг. Вайль был учеником Бузони. Встреча с Брехтом довершила формирование его театральных принципов. В 1928 г. впервые была поставлена его знаменитая «Трехгрошовая опера»; в 1927 и 1930 -два варианта «Расцвета и падения города Махагони»; в 1933 -балет с пением «Семь смертных грехов» (все — в сотрудничестве с Брехтом).

Читать далее

Сцена жизни

Сцена жизни

Взаимопроникновение пластически конкретных, «реальных», зримых сценических образов и чувств жизненного таинства, совместная жизнь в театральном образе прозы и поэзии, жизненной и эстетической необходимости претерпели историческую метаморфозу вслед за торжеством буржуазного общественного уклада.

Читать далее

Ощущение мирового хаоса

Ощущение мирового хаоса

Очевидно, это ощущение мирового хаоса было в большой мере присуще и самому Элиоту. Уже в одной из своих ранних статей по вопросам драмы — «Четыре драматурга-елизаветинца» (1924) он выдвигает требование строгой дисциплины драматургического материала и подчинения всех частей целому, что может быть достигнуто только при абстрагировании от реальности. Точное следованно жизни лишает искусство истинной универсальности и вневременности — качеств, которые отличают героя элиотовской драмы. Подлинная действительность для Элиота — жизнь духовная, доступная только некоторым избранным. Трагедия такой избранной личности, осужденной на жизнь в обществе, лишенном духовного сознания, все больше занимает поэта. Однако достижение этой высшей реальности духа, по Элиоту, возможно только через страдание.

Читать далее

Двойное наложение

Двойное наложение

Происходит как бы двойное наложение, рационалистический метод этого рода можно назвать «тавтологическим» в художественном отношении: «разум разумен, ибо это разум». Такой предмет и такой метод исследования требует отрешенности не только от зеркального отражения действительности, но и от образности; требует некоей «обезвоженности» произведения искусства. (Ибо образность «неразумна», вернее, не только разумна.) Это, так сказать, интеллектуалист в чистом виде, интеллектуалист, как таковой; короче говоря это — Сартр.

Читать далее

Прочное положение Народных театров

Прочное положение Народных театров

Относительно прочное положение Народных театров может обеспечить лишь организованный зритель. С этой целью изыскиваются разные пути, используются различные способы привлечения демократического зрителя в театр: новая техника рекламы, обширная информация, выезды со спектаклями на места знаменитые «уик-энды» ТИП), организация транспортного обслуживания, создание зрительских ассоциаций (по образцу немецких Фольксбюпе), введение абонементной системы (причем она распространяется не только на членов зрительских ассоциаций, но и на зрителей, организуемых студенческими обществами, профсоюзами, комитетами предприятий, цеховыми организациями, которые обычно берут на себя оплату части стоимости билетов), поощрение коллективных посещений спектаклей (по льготным ценам) и т. п.

Читать далее

Май 2013
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    Июн »
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031