Архив за месяц: Май 2013

Буржуазная эпоха

Действительно, буржуазная эпоха наряду с разделением труда, промышленной революцией и развитием капитализма на основе принципа «laissor faire» дала индуктивный, научный метод мышления. Пафос научного анализа, открывающего новые объективные законы природы, стал господствующим к концу XIX в. Все оказалось взаимосвязанным в сети детерминизма, каждое явление, как выяснилось, можно объяснить и проследить в развитии, т. е. во взаимодействии со средой, протекающем во времени. В эту сеть детерминизма попали и литературные герои, хотя действительной причиной было не открытие законов и установление причинно-следственных связей — законы существовали всегда,- повысилась лишь зависимость человека от общества, он перестал принадлежать себе в результате разделения труда и капиталистического отчуждения.

Читать далее

Смещение фокуса внимания

Смещение фокуса внимания

Смещение фокуса внимания принципиально: пьеса не об одном человеке, обреченном на смерть, а о многих людях, остающихся жить; этим и определяется жанр пьесы- «комедия-драма» (термин принадлежит самому Биэну).

Читать далее

Философское и социальное содержание

Философское и социальное содержание

За все происходящее в мире, отвечает человек. И не во вне, не в других, а в самом себе должен искать он корни зла, терзающего мир. Уничтожить корни зла в собственной душе, принять на себя всю полноту ответственности за все, что творится в миро,- вот путь, который приводит к активной борьбе против конкретных социально-политических форм зла, утвердившихся в мире,- в первую очередь против фашизма, снимающего с человека ответственность уже тем, что он уничтожает индивида, превращая его в крошечную деталь механизма, осуществляющего идею, стоящую выше целей и ценности жизни отдельного человека и даже всего народа в целом.

Читать далее

Истинно национальный характер

Истинно национальный характер

Произошла ли все-таки «революция» в английском театре? В чем действительная суть явлений, имеющих место на английской сцене в последние тринадцать-четырнадцать лет?

Читать далее

Внешний мир

Другими словами, в пушкинской формуле — «ума холодных наблюдений» — для художника-интеллектуалиста этого склада характерны и правомочны именно все три элемента, вместе взятые, соединенные, синтезированные.Внешний мир И то, что он оперирует наблюдениями особого рода, наблюдениями ума, и то, что это наблюдения «холодные», т. е. остуженные от житейской и личной горячности эмоций, и, наконец, что при всем том, в результате творчества мы опять, как бы совершив круг, имеем наблюдения. Предмет такого художника — внешний мир; когда художник изображает «наблюдения ума», а не только то, что видит (обозримую реальность), то подобного рода наблюдения — умозрительные — не могут быть прямо перенесены в искусство. Принципы художественной организации могут быть очень различны (не говоря уже о приемах, средствах, языке); структура будет разной, но исходная точка — рационализм художественной обработки — сохранится. К этому типу художников-интеллектуалистов в искусстве и литературе современного Запада принадлежат очень многие. Нетрудно догадаться, что художником, с наибольшей поэтической мощью реализовавшим такой род интеллектуального творчества, был Брехт. В прозе аналогичный способ применения интеллектуализма можно усмотреть у Томаса Манна и Фолкнера. Характерно, что марксист Брехт и далекий от марксизма Фолкнер интеллектуальным методом анализируют социальную действительность.

Читать далее

Принципиальное отношение к реформе

Принципиальное отношение к реформе музыкального театра подтвердилось и в ого крупном незавершенном сочинении «Доктор Фауст».

Бузони отрицал синтетическую драму Вагнера, а заодно и оперу вердиевского типа, выступая вообще против иллюзии реальности. Мир оперы, говорит Бузони, «воображаемый мир, отражающий жизнь либо в волшебном зеркале, либо в зеркале смеха». Бузони предлагает опере быть сказкой, аллегорией, гротеском или просто комедией масок. Так называемый оперный реализм Бузони вообще считает невозможным, фальшивым: «Спетое слово всегда будет на сцене условностью и помехой всякому впечатлению правдоподобия; чтобы с честью выйти из этого конфликта, следует поставить спектакль, Персонажи которого с самого начала действуют, распевая, в сфере невероятного, нереального, неправдоподобного; при этом одна неестественность послужит опорой для другой и таким образом обе станут естественными и приемлемыми… и тогда уместно, чтобы персонажи пением выражали свою любовь и ненависть, мелодично погибали на дуэлях и, патетически вскипев, выдерживали ферматы на высоких звуках; тогда уместно, чтобы они умышленно вели себя иначе, чем в жизни, . вместо того, чтобы… неумышленно делать все наоборот. …И вплетайте в действие танец, и комедию масок, и привидения, чтобы зритель на каждом шагу замечал прелестную ложь».

Читать далее

Лица жестокости

Два лица жестокости, то совмещаясь, то будучи противопоставлены, присутствуют постоянно, хотя в последнее время упор делается на противопоставляемую безликому миру абсурда эмоциональность. Это обнаруживается и в увлечении романами маркиза де Сада (о нем самом не так давно вышло несколько книг), и, если взять английскую драму, в пьесах Г. Пинтера, где героям грозит безымянная, неопознанная опасность, в пьесе Д. Радкина «К ночи», где группа садовых рабочих убивает в каком-то первобытно-кровожадном порыве не понравившегося им болтливого старика-ирландца. Кульминацией здесь, пожалуй, была пьеса П. Вайса «Марат/Сад» в постановке П. Брука.

Читать далее

Огромные размеры театра

Огромные размеры театра

Можно привести не один пример, когда огромные размеры театра не стали признаком его народности, и наоборот. (Кстати, наиболее распространенный тип театрального здания для Народного театра включает 600-1000 мест.)

Читать далее

Сын мелкого торговца Арнольд Уэскер

Сын мелкого торговца Арнольд Уэскер

Сын мелкого торговца Арнольд Уэскер до того, как стать драматургом, был поваром. Брендан Биэн провел несколько лет в тюрьме, осужденный за активное участие в деятельности ирландской подпольной политической организации. Лишь Джон Арден несколько отличался от своих товарищей по искусству — у него уже имелось законченное университетское образование, диплом архитектора.

Читать далее

Обращение Элиота к драматургии

Обращение Элиота к драматургии

Обращение Элиота к драматургии не было случайным. К середине 30-х годов он опубликовал много статей, посвященных проблемам поэтического театра и разработал основные положения своей эстетики. Кроме того, в этот период происходит переворот и в мировоззрении поэта. Элиот — нигилист и богохульник, ученик Мервина Бэббита, Бергсона, Брэдли и французских символистов — переходит в лоно английской католической церкви. Каковы бы ни были причины этого обращения, Элиот ко времени написания своей первой пьесы — не просто верный сын церкви, но воинствующий католик. Еще в начале 30-х годов он занимает ноет редактора журнала «Критерион». Оказавшись в оппозиции почти ко всем политическим течениям в период между двумя войнами, журнал этот явился рупором идей самых реакционных слоев английской буржуазии. Возможно, такое положение Элиота заставило его не только осознать необходимость защищать свою веру, но и стать одним из проповедников христианской доктрины.

Читать далее

Май 2013
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    Июн »
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031