Архив за месяц: Май 2013

Концепция П. Вайса

Концепция П. Вайса

Насколько марксистской является концепция П. Вайса, об этом можно спорить. Он, во всяком случае, хотел бы, чтобы его считали марксистом, что на Западе в наше время встречается не слишком часто в среде интеллигенции. Думается, что в оценке пьесы прав опять же Питер Брук: «Очевидно, что она не полемична в том смысле, что она не защищает определенного тезиса и не выводит из действия никакой морали. Ее композиция, подобная призме, такова, что обобщающую идею невозможно найти в последних репликах пьесы, ее нельзя свести к простому лозунгу. Но она твердо на стороне революционных перемен. Вместе с тем в ней ощущается понимание всех элементов ситуации, связанной с насилием, и все это ставится перед зрителем как мучительная проблема.

Читать далее

Молодой современник

Молодой современник

В своей трилогии («Куриный бульон с ячменем», «Корни» и «Я говорю об Иерусалиме») он попробовал шаг за шагом проследить пути и перепутья рабочего движения в Англии за двадцать лет, со всеми его слабостями и ошибками, вплоть до кризиса, пережитого в середине 50-х годов.

Читать далее

Способность к взаимозаменяемости

Способность к взаимозаменяемости

Они больше не существуют, они могут «стать» кем угодно, чем угодно, ибо, не будучи собой, они принимают обличье других… они взаимозаменяемы; можно поставить Мартэнов на место Смитов и наоборот, этого не будет заметно. Трагический персонаж не изменяется, он разбивается, он является самим собой, он реален. Комические персонажи — это те люди, которые не существуют».

Читать далее

Обычный человек

Теперь это обычный человек, не одаренный особым видением мира и даже не очень привлекательный, человек, который перед смертью должен взглянуть себе в лицо, чтобы сказать: «Я жил чужой жизнью, я присвоил себе чужое имя, я скрывался под маской даже перед самим собой. Но я сознаю свои грехи, я исповедуюсь перед тем, кого люблю, я познаю подлинную земную любовь, а через нее — любовь божественную и таким образом найду путь к господу».

Читать далее

Точная социальная характеристика персонажей

Точная социальная характеристика персонажей

Среди английских драматургов чуть позже вступивший на это поприще Арнольд Уэскер кажется самым прозаическим. Он даже будто кокетничает своим поварским прошлым, идя на самом деле к широким саркастическим, философским обобщениям — «Кухня», «Куриный бульон с ячменем», «Картошка ко всем блюдам» (а слышится за этим что-то библейское и народное одновременно — вроде «чечевичная похлебка», «ноев ковчег», «всем сестрам — по серьгам» и т. п.). Но в начале 60-х гг. критик Клиффорд Лич написал статью «Два романтика: Арнольд Уэскер и Гарольд Ппн-тер». Трудно согласиться с критиком, когда он сближает таких во многом противоположных художников, как Уэскер и Пинтер. Но Клиффорд Лич прав, обращая внимание на романтическую, поэтическую интонацию, которая, безусловно, слышится и в творчестве Уэскера.

Читать далее

Верность общему духу аристофановской комедии

Верность общему духу аристофановской комедии

В качестве автора Заявил о себе Жан Вилар. Он выступил в тревожные дни алжирских событий — в 1962 г. На угрозу фашизма народ Франции отвечал мощными манифестациями и всеобщими забастовками. Передовые деятели театра ответили постановкой остронолигических спектаклей. Одним из них был «Мир». Он появился одновременно на сценах трех городов Франции: Парижа, Марселя, Страсбурга. Аристофан поднимал голос протеста против поджигателей войны двадцать пять веков тому назад, современные режиссеры страстно выступили против тех, кто угрожал миру сегодня.

Читать далее

Произведения, освященные временем

Произведения, освященные временем

Произведения, освященные временем, воспринимаются нами как единые в отношении своего смысла. И это несмотря на то, что всем известна множественность толкований пьес, вроде «Гамлета». Между тем, в действительности безусловность смысла, приписываемого шедеврам драмы, отнюдь не очевидна. Современные сценические трактовки произведений классиков опровергают это. Уж на что ясны «Ревизор» и «Горе от ума», а ведь театр XX в. доказал, что эти произведения таят в себе гораздо большие возможности истолкований, чем это представлялось в XIX в.

Читать далее

Отождествление рациональности и человечности

Отождествление рациональности и человечности

В числе своих учителей он называл Фолкнера и Кафку. «Я не уверен,- говорил Сартр,- что у Кафки идет речь об иррациональном, об абсурдном. Скорее — о конфликте разума ищущего, историзирующего и — разума остановившегося, застывшего. Абсурдная ситуация возникла бы в том случае, если бы речь шла об иллюзии, или, что то же самое, если бы между обоими типами сознания существовала взаимная несовместимость. Но Кафка прав, когда утверждает, что вполне закономерно требовать права входа в Замок, что есть пути и способы, как проникнуть в него, хотя одновременно существует масса доводов, причин и конфликтов, которые препятствуют этому. Все это — вполне человеческая ситуация, никоим образом не абсурдная. Впрочем, даже Беккет не абсурден в своем страхе, в своем пессимизме. И этот страх, и этот пессимизм очень человечны, рациональны».

Читать далее

Музыка действия

Второй акт «Диалогов кармелиток» — «музыка действия», активная вокально-симфоническая трактовка событий в духе большой оперы Верди. Третий акт, может быть именно для нашего времени, редкостный образец непрерывного мелодического развития в голосах и в оркестре. Конечно, и этот принцип близок Верди. Что же касается посвящения Монтеверди, то автор, вероятно, подчеркивает этим, что произведение создавалось как продолжение великой оперной традиции, начатой Монтеверди и давшей впервые опере подлинную трагедийность и психологически точные мотивировки человеческого поведения и человеческих характеров. Монтеверди, кроме того, был мастером мелодического речитатива, и Пуленк, разрабатывавший значительно более сложную манеру речитативного пения, воспитанную французским стихом Элюара и Аполлинера, тем не менее отдает здесь дань почтения старому итальянскому мастеру.

Читать далее

Единственный критерий

С точки зрения человеческой жизни, а следовательно, и с точки зрения темы романа нашего века, нет ни малейшего сомнения в том, что этой темой является социализм с периодом его сталинской деформации…Единственный критерий Не существует абсолютной морали. Единственный критерий — практика, революционная практика. Означает ли это, что цель оправдывает средства? Ни в коем случае, так как применение неправильных, не соответствующих средств может привести к смещению цели. Гегель сказал: «Цель — это совокупность средств, используемых для ее достижения». Допустим на мгновение, что для освобождения мира, общества нужно было бы или оказалось нужным систематически прибегать к лжи и мистификации. Общество, освобожденное с помощью таких средств, было бы уже другим обществом, чем то, которое мы себе представляли. Это было бы общество людей, которые привыкли ко лжи и мистификации, ставшими их практикой. Это общество превратилось бы в совокупность людей, полностью отчужденных. Обязанность революционного интеллектуала как раз и состоит в том, чтобы всегда сказать, как только он почувствует, что средства отклоняются от поставленной цели».

Читать далее

Май 2013
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    Июн »
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031