Архив за месяц: Май 2013

Символ «розового сада»

В «Вечеринке с коктейлями» Элиот еще пользуется техникой, при помощи которой ему так мастерски удавалось создать атмосферу холода и таинства страдания и смерти. Колби, как и все избранные личности у Элиота, тоже наделен некоторыми чертами аскета, поскольку в конце пьесы он отказывается от соблазнов мирской любви и посвящает себя своему истинному отцу, т. е. отцу небесному. Это путь самопознания, исключающий все мирские радости и ведущий к религиозному экстазу — высшему смыслу жизни.

Читать далее

Сартровские олицетворения тиранов и палачей

Сартровские олицетворения тиранов и палачей, героев и жертв были разумны, как всякие олицетворения.Сартровские олицетворения тиранов и палачей Тезис об абсурдности мира возник на экзистенциалистской основе,- у Альбера Камю, маячил то в его драмах, то в его довоенной прозе (повесть «Чужой»), сквозил в некоторых предпосылочных положениях публицистики Камю, собранной в книге «Взбунтовавшийся человек». Совершенно отсутствовал этот тезис в драматургии Ануйля. Что касается военных драм Сартра, которые являются как бы иллюстративным приложением к его философии, то там господствует тезис о том, что мир абсурден и ужасен именно потому, что противоречит разуму.

Читать далее

Круг проблем

Круг проблем получает новое освещение в драматургии последних лет.Круг проблем Мы завершаем нашу хронику очень кратким списком, включающим лишь несколько имен и названий и далеко не охватывающим все интересное, что появилось на сцене в эти годы. Из всего многообразия премьер, названные здесь определяют то новое, что появилось в драматургии.

Читать далее

Точные временные границы действия

Опера огромна. Каждый из пяти актов имеет свои точные временные границы действия в пределах 1608-1630 годов.

Точными датами отмечен путь страданий Иоганна Кеплера, его мученичество на земле и смерть, открывающая «гармонию», не познанную им при жизни. Здесь есть черты подлинной биографии, более педантично преподнесенные, чем в «Матисе», есть историческая документальность, показ событий средствами театральной иллюзии. Есть и богатый бытовой план, поскольку мученичество ученого осуществляется и в частной жизни. Но все эти «показы» и «демонстрации» вводятся лишь как драматическая разработка очередного этапа человеческой драмы Кеплера. Для композитора было ясно, что обычная оперная сцена не вместит всей сложности действия, и он смело размещает одновременно завязывающиеся узлы конфликтов в четырех квадратах специально для этого разделенного пространства сцены. Этот прием не всегда может облегчить понимание запутанного действия и его сложного подтекста, но «одновременная игра» здесь производит сильное впечатление, особенно когда на сцене показывается дом Кеплера «в разрезе»: Сусанна, жена Кеплера, и его мать Катарина, каждая в своей комнате, размышляют о непреодолимой ненависти друг к другу; их короткие реплики перемежаются строками Библии; одновременно в комнате, где работает Кеплер за своим бюро, его маленькая дочь Сусанна расспрашивает о «лунном человечке» из сказки и получает в ответ обидное и непонятное рассуждение о трех великих законах движения небесных тел. Эти переплетающиеся линии общего конфликта, это непонимание всех — всеми дает основу драматически-разобщенному, но связанному высшим музыкальным единством ансамблю.

Леди Элизабет

Леди Элизабет

У сэра Клода уже есть одна внебрачная дочь — Лукаста Энджел, в настоящий момент собирающаяся выйти замуж за многообещающего молодого биржевого дельца Кэгена. Ситуация осложняется — леди Элизабет, оказывается, тоже имела внебрачного сына, след которого она потеряла после внезапной гибели отца ребенка, забыв но рассеянности адрес женщины, которой мальчик был отдан на воспитание. Теперь она предполагает, что Колби и есть потерянный ребенок. Сам Колби сомневается в том, что сэр Клод или леди Элизабет могут быть его родителями. Ему также чужда карьера финансиста, к которой его готовит сэр Клод, так как он хотел бы стать музыкантом. Развязка пьесы крайне неожиданна: Колби — сын той женщины, которую считал своей воспитательницей. Его отец был неудачливым органистом, чем и объясняется его врожденная склонность к музыке, Кэген оказывается сыном леди Элизабет. Колби решает следовать по стопам отца и принимает место церковного органиста, которое предлагает ему Эггерсоп.

Читать далее

Прием внутреннего гротеска

Да, Вилар создавал гротеск, но это был зловещий гротеск. В графически четком, жестком рисунке роли комическое и отталкивающее, гротескное и страшное сливались воедино.

Тот же прием внутреннего гротеска был использован в обрисовке гнусного окружения Артуро. Театр умышленно не давал членам его банды индивидуальных характеристик, подчеркивая их единую суть уже в однообразии внешнего облика. На всех были безукоризненно сшитые костюмы, пижонские галстуки и шляпы с лентой. С виду бандиты ничем не отличались от джентльменов. И в манере держаться у них не было никакого шутовства и фиглярства. Но театр четко и остро разоблачал их звериную сущность. Лишенные всех человеческих чувств, они могли в мгновение ока перейти от наигранной сентиментальности и демагогии к истерическим угрозам и прямому убийству. Наглые, ловкие, подлые, готовые уничтожить кого угодно, приспешники Артуро представали в спектакле как жестокие и опасные преступники.

Читать далее

Джимми Портер

Джимми Портер

Джимми Портер явился пьяный на собственную свадьбу и даже, кажется, наблевал в церкви. (Молодым героям некоторых английских и американских повестей, романов, пьес, написанных в пятидесятые годы, так тошно глядеть на белый свет, что сам факт чисто физиологической тошноты приобретает у них не натуралистический, а метафорический смысл. Они блюют в церкви, блюют на пышные ковры, за которыми особенно следят чопорные хозяйки!) Неприятие мира вызывает совершенно конкретную физическую боль, недомогания, а то и физиологические извращения и у других героев Осборна — Джордж Диллон болел туберкулезом, у Билла Мейтленда, героя «Неприемлемых показаний», постоянно нестерпимо болит голова а главный герой «Патриота для себя» Редл, отвергая естественную и нормальную любовь к женщине, становится гомосексуалистом.

Читать далее

Воспоминание о плеске воды

Воспоминание о плеске воды

Морковка, которую дает бродяга проголодавшемуся собрату, воспоминание о плеске воды подо дном лодки, слезы жалкого обрубка по поводу потери подруги, или просто сочетание нескольких слов и пауз — эти на вид малопримечательные детали заставляют почувствовать боль в безрадостном смехе Беккета над жалкой судьбой человечества. Они должны заставить не просто увидеть, но эмоционально пережить и перестрадать минимальность того, что дано. Да и сам этот минимум вновь и вновь, от пьесы к пьесе должен отстаивать себя в борьбе с уничтожительным сомнением их автора, подобно тому, как всему человечеству приходится постоянно отстаивать свою жизнь перед лицом угрозы вполне реальной атомной смерти. (Не исключено, кстати, что именно ядерная катастрофа уничтожила все живое за пределами убежища, где скрываются персонажи «Эндшпиля».)

Читать далее

Роль сегодняшних теоретиков

Роль сегодняшних теоретиков

Роль сегодняшних теоретиков, куда дальше отстоящих от живого участия в театральном развитии, сводится, в сущности, к подтверждению правоты реформаторов театра XX в. и к соотнесению прежних открытий с особенностями современного общественно-исторического процесса.

Читать далее

Идеологические кризисы

Идеологические кризисы

Идеологические кризисы, отставание общественных наук от естественных, кризис влиятельных искусствоведческих школ, да и многое другое осложняет работу современных западных исследователей драмы. Можно, думается, сказать, что основной чертой послевоенных теоретических работ, в которых так или иначе учитывается целостный опыт современной драмы, является попытка избежать одностороннего толкования искусства драмы — будь то односторонность символистов, формалистов, фрейдистов, мифологов или социологов. В послевоенные годы на Западе все реже появляются работы, воссоздающие традиционную структуру теории драмы — анализ отдельных элементов пьесы.

Читать далее

Май 2013
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    Июн »
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031