Архив за день: 09.07.2013

Шероховатости речи

Шероховатости речи

О распаде деталей налаженного мирового механизма возвестил экспрессионизм, противопоставляя этому механизму неделимую человеческую душу, но и она была упразднена в свою очередь. (Хотя, как показывает опыт Беккета, упразднить ее не так уж легко: как бы у этого картезианского дуалиста ни распадалась телесная субстанция, до какой степени деградации ни доходил бы дух, одинокий голос во мраке все же продолжает звучать среди пустоты, на грани исчезновения.)

Читать далее

Художественное направление

Нельзя сказать, что у современных «документалистов» в драме и театре совсем не было предшественников; но таковыми отнюдь не являются натуралисты прошлого века. Конструктивизм в русском сценическом искусстве начала 20-х годов — вот художественное направление, которое явственно перекликается с сегодняшней документальной драмой. Та же суровая оголенность деревянных подмостков, то же презрение к «красочной, яркой театральности», то же благородное отсутствие «костюмности» и та же свобода обращения со сценическим пространством и временем. И те же, почти те же высокие идейные цели: осознать (все-таки осознать, а не «заразиться», «восторгнуться» и прочее) истекший исторический перелом, понять исторический момент. Конечно, различия между театральным конструктивизмом и театральным документализмом чрезвычайны: первый «осознавал» конструктивную, созидательную роль революции, второй исследует, расследует и осознает преступления, подвиги и итоги тотальной войны. Там стимулом для возникновения художественного направления было революционное насилие, и отсюда вся энергия, здоровая напористость, вся мощная бодрость конструктивизма; тут долгом искусства стал суд над теми, кто развязал тотальные, хищнические, эгоистические инстинкты, выпустил на волю животные, скотские силы зла. Отсюда — в документальной западной драме и в театральном жанре «спектакля-суда» — некая сознательная замедленность, даже, пожалуй, заторможенность сценического действия- Разница, как видим, колоссальна, а общность мала. Тем не менее самая малость этой общности и характерна и знаменательна. Очистительный смысл катарсиса в конечном счете заложен и в динамике конструктивизма и в статике документализма на сцене.

Социально-политический характер

Социально-политический характер

Лютер не отрекается от самого себя, не капитулирует, он остается таким же, каким был с самого начала. И автор не осуждает своего героя, не видит в его поведении никакой угрозы для общества. Осборн лишь констатирует, что Лютер не примкнул к движению народных масс, а то, почему он этого не сделал, объясняет все содержание пьесы. Осборн обращается с историей произвольно, выбирает из нее ситуации и героев для построения теоретических концепций, ничего общего с историей не имеющих. Ему нет дела до того, что историческая реформация ставила своей целью ликвидацию феодального общества, что движение носило социально-политический характер. Его Лютер занят изменением и совершенствованием духовного мира своего времени, только духовного мира. И с самого начала он одинок и изолирован в этих своих благородных, но исторически ограниченных занятиях. Он верит только в могущество слова, мысли и не верит вовсе в силу объединенных человеческих действий. Бунт Лютера против церкви — это бунт духа, бунт интеллекта, не более и не менее. «Мир может быть покорен словом, церковь держится силой слов»,- говорит он, обращаясь к рыцарю, подле которого лежит труп убитого крестьянина. И даже появление цветущей полногрудой жены-бюргерши с упитанным ребенком на руках подле Лютера в самом финале не очень компрометирует его. То, что мог, он уже сделал — способствовал духовному изменению мира. А на большее он не способен, большего он и не хотел.

Читать далее

Идея ответственности

Идея ответственности

Идея ответственности, являвшаяся самым главным итогом интеллектуализма (в одном случае эта идея возлагалась на плечи массового зрителя драмы, в другом — на плечи индивидуума, словно насильно вытащенного драматургом из массы на подмостки,- суть дела от этого не менялась),- идея ответственности в искусстве 60-х годов дополнилась идеей и исследованием человеческого достоинства.

Читать далее

Июль 2013
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июн    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031