Архив за год: 2013

Трагическая сторона самосознания

Трагическая сторона самосознания

Наиболее определенно Ионеско высказался в «Носороге». Здесь не только поставлен вопрос: «как происходит столкновение „человека без качеств» с действительностью?», но и вопрос «почему оно приводит к таким плачевным результатам?» Вместо абстрактных спекуляций понятием зла, уводящих от реальной жизни, в «Носороге» ставятся весьма актуальные вопросы о конкретном характере этого зла.

Читать далее

Поиски новых архитектурных решений

У режиссеров Народных театров нет единых стилистических принципов, но тем по менее легко обнаружить много общего в их эстетических программах. Желание приблизить актера к зрителю продиктовало им поиски новых архитектурных решений сценического пространства. Они выступили против старой формы театра «итальянского образца», который приобрел на Западе характер своеобразного символа коммерческой антрепризы и буржуазного ритуала. Народные театры чаще всего обращаются к структуре античного и елизаветинского театров, как наиболее соответствующих цели создания атмосферы единения между актерами и зрителями и равных условий зрителей в отношении спектакля.

Читать далее

Судебное следствие

Театр, а за ним и кино делают судоговорение и судебное следствие предметом драматического изображения.Судебное следствие Наряду с этим судом в точном смысле слова, политическим и нравственным судом являются пьесы документальные, в которых вершится нравственный суд над людьми и действиями, запятнавшими нашу эпоху кровью миллионов ни в чем неповинных людей. Пародия, как в случае с МакБердом, применяется редко. Как правило, это произведения серьезные, находящиеся на грани трагедии, только трагичным в них является не «субъект» истории, а его жертвы. Но есть и случаи, когда писатели стремятся понять психоло-гию современных МакБердов. Проблема выдающейся личности, находящейся на вершине общественной пирамиды, но играющей антиобщественную роль, интересовала Б. Брехта. Мы имеем в виду не «Артуро Ун», ибо герой этого «трагифарса» был ничтожеством (это — тоже одна из проблем XX в.- ничтожества в роли вершителей судеб человечества), а переработку «Кориолана», над которой писатель работал в последний период жизни. По плану Брехта, пьеса была поставлена «Берлинским ансамблем», осуществившим основную идею драматурга о том, что выдающаяся личность не может осуществлять свои цели и намерения вопреки воле народа, подавляя его и не считаясь с ним. Для Брехта деятель такого рода, каковы бы ни были его личные качества, является фигурой отрицательной. Такой человек не может быть героем.

Читать далее

Постоянное упрощение языка

Постоянное упрощение языка тоже привело к целому ряду потерь. Зрителю все реже удается услышать подлинную поэзию, которая осталась лишь в самых интимных, самых лирических эпизодах. Пьесы все чаще воспринимаются как написанные просто ритмической прозой. А зритель, мало интересующийся христианской доктриной, предпочитает принимать за истинный тот вывод, который напрашивается при поверхностном прочтении пьесы. Так, из драматургии Элиота постепенно исчезает поэзия, унося с собой тот трагический пафос, который был свойствен первому шедевру.

Читать далее

Идея нового синтетического спектакля

Идея нового синтетического спектакля объединяет в Орфе музыканта и поэта-драматурга. Ошибочно было бы определять одни его произведения как оперы, а другие как драмы с музыкой. В каждом новом своем сочинении Орф по-разному экспериментирует в слиянии речевого и музыкального начала. В «Бернауэрин» речевые сцены чередуются с музыкальными. В «Сне в летнюю ночь» текст пронизан мельчайшими частицами музыки. В комедии «Хитрецы» использована ритмизованная речь на фоне ударных, без пения.

Читать далее

Стрелы Хоххута

Стрелы Хоххута были направлены против недавно скончавшихся политиков.Стрелы Хоххута В США нашлась писательница, создавшая пародию на «Макбета». Ее бурлеск «МакБерд», поставленный в январе 1967 г., касается убийства Кеннеди и в еще большей степени затрагивает президента Джонсона (он-то и есть МакБерд, ставший во главе государства после убийства президента Кен ОДунка). В стихах, пародирующих Шекспира, высказано несколько горьких истин о том, например, что Верховный суд США намеренно затемнил результаты следствия, чтобы отвести внимание от истинных виновников убийства Кеннеди. А вот сценка из пьесы, достаточно выразительно характеризующая «демократизм» МакБерда.

Читать далее

Идея Народного театра

Идея Народного театра

На сценах Народных театров ставятся острые общественные вопросы, поднимаются большие духовные проблемы наших дней. На новом этапе своего развития Народные театры встают на путь все более активного вмешательства в общественную и политическую жизнь.

Читать далее

Разные слои подсознания

Полицейский допрашивает Шубера и, превращаясь в психоаналитика, заставляет его погружаться в разные слои своего подсознания в поисках ответа. Именно в этот мучительный момент жена Шубера начинает вносить в комнату все новые и новые чашки кофе, заполняющие весь стол. А пока терроризированный Шубер поддается нажиму и опускается на дно своего подсознания, один из находящихся тут же персонажей комментирует: «Мы избавимся от самоидентичности и единства характера». Действительно, на разных уровнях сознания Шубер проявляет себя по-разному; подобно Смитам и Мартэнам из «Лысой певицы», он может стать кем угодно, и именно это является причиной происходящего с ним кошмара.

Читать далее

Определеннее других драматургов

Определеннее других драматурговОпределеннее других драматургов выразил Уэскер и новый порыв всей современной английской драмы к социалистическим идеалам, несмотря на разочарования и сомнения в путях движения к социализму, несмотря на смятение, охватившее души молодежи, а также желание искать и находить при этом новые, собственные пути. Идеи социализма — это не только прошлое 30-х годов, о котором тоскуют английские авторы. С социализмом связывают они и будущее человечества. Уэскер осуществляет эти самостоятельные поиски новых путей как бы непосредственно на наших глазах: он предлагает один путь, исследует и отвергает его, затем обращается к следующему и т. д. Так, вся пьеса «Я говорю об Иерусалиме» представляет собой рассмотрение своего рода утопического эксперимента в духе Уильяма Морриса, пред-принятого сестрой Ронни Адой и ее мужем Дейвом: удалившись в Норфольк, они хотят построить там социализм для себя, некий личный социализм в изолированном уединенном мирке. Уэскер с интересом анализирует идеи супругов, их образ жизни. Но у него хватает мужества показать и даже объяснить крушение заведомо обреченного на неудачу опыта.

Читать далее

Пьеса Орфа

Часто Орф вводит прием «сцены на сцене» («Хитрецы», «Катулли кармина»). В «Умнице» действие происходит одновременно на двух площадках.

Каждая пьеса Орфа имеет свою особую жанровую специфику: «Луна» и «Умница» — сказки. Театрализованы они по-разному, но с явными чертами театра марионеток. Тип актера, по замыслу Орфа, должен приближаться к танцующему, поющему, играющему миму, который только и мояшт, как универсальный актер, участвовать в создании «синтетического произведения искусства».

Читать далее

Май 2014
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июл    
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031