Архив за год: 2013

Единственный критерий

С точки зрения человеческой жизни, а следовательно, и с точки зрения темы романа нашего века, нет ни малейшего сомнения в том, что этой темой является социализм с периодом его сталинской деформации…Единственный критерий Не существует абсолютной морали. Единственный критерий — практика, революционная практика. Означает ли это, что цель оправдывает средства? Ни в коем случае, так как применение неправильных, не соответствующих средств может привести к смещению цели. Гегель сказал: «Цель — это совокупность средств, используемых для ее достижения». Допустим на мгновение, что для освобождения мира, общества нужно было бы или оказалось нужным систематически прибегать к лжи и мистификации. Общество, освобожденное с помощью таких средств, было бы уже другим обществом, чем то, которое мы себе представляли. Это было бы общество людей, которые привыкли ко лжи и мистификации, ставшими их практикой. Это общество превратилось бы в совокупность людей, полностью отчужденных. Обязанность революционного интеллектуала как раз и состоит в том, чтобы всегда сказать, как только он почувствует, что средства отклоняются от поставленной цели».

Читать далее

Мастерство низменных душ

Мастерство низменных душ

Мы считали, что мастерство низменных душ позволит справиться с благородными делами, что ловкость и эгоизм могут воодушевлять на самоотверженность, что черствость сердца может с помощью пустых речей породить братство и любовь. Мы отнеслись небрежно к существу Человека… Я не хочу впредь судить о человеке на основании готовых формул, оправдывающих его действия».

Читать далее

Драматическое действие

Драматическое действие

Хор, герой, конфликт — строя свою концепцию драмы вокруг каждого из этих нерасторжимых ее компонентов, прогрессивные западные теоретики движимы идеей единства драмы, мечтой о единстве сцены п зрителей, а за этим — об общественном единстве. Единство театрального действия — для Фергюссона — это возвращение под своды театра общественного единства. Система драматических жанров — у Бентли — воплощает богатство общественных чувств, объединяющих зрительный зал. Единство сценических форм — по Мельхингеру — означает в конечном итоге поиски свободных основ общественной жизни.

Читать далее

Исходная ситуация

Исходная ситуация

Сама ты этого не умеешь». И чуть позже он добавляет: «Мне лучше умереть, чем жить без тебя».- «Да, мы просто всем делимся друг с другом, понятно?» — пытается объяснить Джо матери, сбитой с толку, решительно не понимающей их отношений. «Я хочу, чтобы ты всегда был со мной, потому что я знаю: ты никогда ничего от меня не потребуешь… Мы ведь женаты. Мы уже тысячу лет женаты»,- признается в конце концов Джо в своих чувствах к Джефу. Именно Джеф заставляет ее понять и смысл наступающего материнства: «Знаешь, в первый раз в жизни я чувствую, что я что-то значу. Я чувствую, будто я могу взять на себя ответственность за весь мир! И даже за тебя!»

Читать далее

Пьесы Брехта

Пьесы Брехта

С постановкой каждого спектакля Брехта росла идейная зрелость и художественное мастерство театра. Спектакль «Жизнь Галилея» стал не только крупным явлением в театральной жизни Италии, но и «событием международного значения». «В брехтовской репертуаре Стрелер нашел то социально-политические мотивы и ту форму сказки-притчи, которые близки характеру его режиссуры».

Читать далее

Драма Пуленка — Бернаноса

Драма Пуленка — Бернаноса освещает момент острого кризиса в истории церкви и раскрывает человеческую трагедию, связанную с падением силы и власти веры, что само по себе актуально и болезненно-живо для современной Франции, как и для других западных стран.Драма Пуленка - Бернаноса Наибольшее сочувствие в пьесе вызывают не религиозные фанатики, не «нормативно» ведущие себя служители церкви, а «отступники», колеблющиеся, заблуждающиеся, т. е. именно подлинные мученики. Существенное место в сюжетной концепции занимает патологическая индивидуальность Бланш. Но безумие Бланш — не «клиническое», а символическое и социальное: безумные надежды старой католической Европы, умирание этих иллюзий и надежд. Пуленк своей музыкой акцентирует красоту умирания, (возвышенность обреченных. Пуленк — поклонник «старомодной» красоты в мире искусства. Все написанное им прежде всего красиво. И эта красота не обостряет, а примиряет жизненные противоречия. В эстетике этой примиряющей красоты Пуленк скорее последователь французской традиции Дебюсси, чем немецкой историко-философской оперы Хиндемита или русской «народной драмы» Мусоргского, на которого Пуленк не раз ссылался, говоря о своих оперных принципах.

Читать далее

Пожилой государственный деятель

Пожилой государственный деятель

В последней пьесе — «Пожилой государственный деятель» — Элиот снова ищет возможно большего объединения сюжета, драматического действия и христианской идеи. Он опять видоизменяет свою манеру. Это уже скорее романтическая комедия, в которой поверхностное действие пытается эффективно слиться с религиозной темой. «Пожилой государственный деятель» — пьеса о любви. Это, конечно, не просто лирическая история двух влюбленных. Но внимание к реальной земной любви приобретает новое значение. Тема взаимосвязи между любовью земной и небесной, тема двух путей к спасению поднималась Элиотом еще в «Семейном съезде». Однако, вплоть до последней пьесы, конечный вывод читался иначе. Высшее единение с богом не достигалось через земную любовь, но наоборот, любовь к богу вела к постижению истинной земной любви.

Читать далее

Метод воздействия на зрителей

Метод воздействия на зрителей

«Вайс не только пользуется тотальным театром, этим освященным временем положением о том, что все элементы сцены должны служить пьесе,- пишет Брук. — Его сила не только в количестве инструментов, которые он применяет; главное заключается в той какофонии звуков, которая создается столкновением стилей. Каждый элемент получает свой смысл при сопоставлении с соседствующим: серьезное рядом с комическим, благородное рядом с простонародным, литературное рядом с грубостью, интеллектуальное рядом с материальным; абстракцию делает живой сценический образ, жестокость осмысляется посредством холодного потока мысли. Потоки смысла пьесы то тут, то там проходят через всю ее композицию и в результате возникает чрезвычайно сложная форма,- как у Жене, это зеркальный зал или коридор, наполненный эхо,- поэтому зритель должен смотреть на то, что он видит, возвращаться мысленно к тому, что было раньше, и только так сможет он добраться до мысли автора» .

Читать далее

Персонажи пьесы

Персонажи пьесы

Тем не менее, персонажи пьесы, отлично изъясняясь с помощью этой своеобразной поэзии, немеют в моменты наивысшего напряжения. Им не хватает эмоционального накала, что несколько разрушает единство идеи и действия, которого добивался Элиот. Со страданием и мученичеством, с избранностью героя из пьесы уходит подлинная поэзия.

Читать далее

Схема конфликта

Схема конфликта типична для современной французской драматургии. Но если в «Антигоне» и «Жаворонке» Ануйля «слабые» героини противопоставляют свою «беззащитную слабость» и свою духовную силу насилию, тирании, то слабое существо Бланш де ла Форс в опере Пуленка совершает нравственный подвиг лишь «внутри себя», побеждая лишь свою внутреннюю, изначально ей присущую слабость, свой «врожденный страх». Антигона у Ануйля перед смертью вынуждена признаться: «…я перестала понимать, за что умираю. Мне страшно…»,- хотя она и продолжает отстаивать право человека на подвиг, пусть даже и потерявший свой прежний благородный смысл. Бланш, наоборот, вырывается из своего состояния вечного страха перед жизнью и совершает жертвенный подвиг по собственному побуждению, из человеческого чувства солидарности, верности дружбе, а не из автоматического подчинения религиозной идее мученичества и священной жертвы во спасение церкви, как это делают ее «сестры во Христе», монахини-кармелитки. Обстоятельства, в которые поставлена объективными причинами Бланш, не оставляют ей никакой надежды. Она обречена с самого начала. Ее среда, ее семейный круг должны быть разрушены. Бежать от обстоятельств или активно бороться за свою жизнь она не может, ибо все ее существо во власти страха перед жизненной борьбой. Но выбор такого персонажа оправдан здесь реальной обусловленностью «страха»: Бланш, с ее надломленной психикой, есть лишь чуткий барометр, реагирующий своевременно и точно на сгустившуюся грозовую атмосферу. Единственной опорой Бланш с ее вечным страхом и предчувствием беды была вера, надежда на силу и прочность церкви. Но эта вера, эти надежды рушатся. Выбранный Бланш из всех символических знаков христианского учения образ Агонии Христа (в монашестве Бланш носила имя «сестры агонии святого Христа») приобретает роковой смысл агонии церкви, агонии веры, которая уже бессильна поддержать и укрепить смятенную душу человека.

Май 2014
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июл    
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031