Архив за год: 2013

Искусство развлекающее

Для начал буржуазное искусство ищет положительных носителей, героев, воплощающих добродетели существующего строя.Искусство развлекающее Они могут ошибаться, сбиваться с пути, но извечные силы жизни, воплощенные в священных установлениях этого общества, в конечном счете всегда побеждают.

Читать далее

Послевоенное творчество Элиота

Послевоенное творчество Элиота

Все послевоенное творчество Элиота направлено на то, чтобы показать тщетность земных надежд, убедить зрителя в существовании бесконечной, безвременной реальности духа. В этом постоянном подчеркивании сверхъестественного уровня существования, где нет места ни надеждам, ни разочарованиям, и состоит основной религиозный характер драм Элиота. В основе их все тот же образец — постижение героем своей исключительности, приятие ее, выбор своего пути в заданной ситуации и искупление.

Читать далее

Пренебрежение чувством художественной меры

Может быть, в этом и заключается ошибка, некоторое пренебрежение чувством художественной меры в общей концепции произведения. (Если рассказ Генри Джеймса, послуживший основой для либретто, и соприкасается в какой-то мере с тривиальными «историями о привидениях», то все же там призраки существуют лишь в воображении экзальтированной девицы-гувернантки.) Рассказ у Джеймса ведется от лица гувернантки, взявшейся за воспитание сирот. Либреттист же переключает ее рассказ в план реального действия и тем самым «материализует» ее видения, ее галлюцинации. Ей кажется, что душами детей владеют призраки. Защищая мальчика от таинственного призрака, гувернантка вторгается в хрупкий мир детской души и разрушает его. Душевная борьба не под силу ребенку. Он сломлен ее тяжестью и погибает. Но и «спасительница» оказывается на грани безумия.

Читать далее

Понимание «театра жестокости»

В конечном итоге к же пониманию «театра жестокости» пришел и Арто, ставя знак равенства между жестокостью, жизнью и необходимостью. Жестокость он понимает как «аппетит к жизни», «усилие», «существование через усилие», «подчинение необходимости». Местом, где должно сообщаться подобное «трансцендентное ощущение жизни», Арто делает театр, считая, что только там можно изменить людей, а себя объявляет его пророком. Арто, следовательно, пытается решить проблему современной трагедии в ее древнем понимании как важного общественного дела. Катарсис античной трагедии в его философском понимании заключался в том, что зритель должен был очиститься, ощутив торжество высшей справедливости судьбы и воли богов, утверждаемой за счет людских страданий, которым в рамках человеческой справедливости не было оправдания. В Новое время эта античная судьба выступила как История. Героический же век, когда одинокий человек, не признавая справедливости Истории, мог вступить с ней в схватку, остался позади с эпохой Возрождения. С осознанием полной зависимости героя от социальных обстоятельств теряется почва для трагедии. Адресуя свой «театр жестокости» свободному от социально-психологического детерминизма «тотальному человеку», Арто хочет заставить путем эмоционального потрясения ощутить всевластие стоящей над Историей Судьбы.

Читать далее

Постоянный долг искусства

Постоянный долг искусства

На закономерностях жизненного опыта и жизненной борьбы покоится структура драмы, прежде всего — структура драматических жанров, разбор которых составляет главное достоинство «Жизни драмы» Э. Бентли.

Читать далее

Тесная связь

Тесная связьВторое, а но своему значению первое и главное,- тесная связь английской драмы середины века с современной английской действительностью, ее обусловленность временем — нелегким, негероическим, не вселяющим особых надежд на будущее существование Британской империи 50-60-х годов. Как ни называть явления, имеющие место в английском театре этой поры, признавать или не признавать их «революцией» (к чему мы еще вернемся), они. несомненно имеют прежде всего идейный смысл. Содержание драм поражало и шокировало зрителей и критиков. Идеи удивляли, увлекали или вызывали отпор. Именно потому, что поиски форм полностью подчинялись содержанию, растворялись в бурном, подчас очень противоречивом потоке чувств и размышлений, на них на первых порах почти не обращали внимания, их контуры даже нелегко было сразу различить.

Читать далее

Драматическая форма

Драматическая форма

Драматическая форма,-рассуждает Бентли,-по самой природе своей гармонически сплавляет идею и чувство, уравновешивая тем самым дидактический и эмоциональный эффект. Драма призвана преодолеть разрыв мысли и чувства, столь существенный в общественной идеологии нового времени. «В литературе чувство требует мысли. В жизни бывает не так: приступ боли разражается и проходит. Зрителям пьесы не навязать такого приступа, если не поместить его в обдуманную и поддающуюся анализу структуру, если не сообщить ему какого-то общего значения в этой структуре».

Читать далее

Три стихии

Три стихии: мятущаяся душа Граймса, любопытством и злобой одушевляемая толпа и безучастное к человеку, своей жизнью живущее море в равной мере глубоко отражены средствами музыки, и драматической, и описательно-иллюстративной.Три стихии Изменчивые лики моря нарисованы симфоническими интерлюдиями, житейская суета и несложные построения «коллективного разума» общины передаются в хоровых сценах, попытки самоутверждения личности и агония раздавленного человека — в речитативе и редко — в мелодическом пении.

Читать далее

Пьесы Уэскера

Пьесы Уэскера

Действие недавней пьесы Уэскера «Их собственный Золотой город» начинается в соборе. Орган играет Баха, звуки торжественно несутся в высоту. «Держу пари, что Бах попал на небеса прежде Шекспира»,- восклицает герой пьесы, будущий архитектор. Музыку вообще любят, ценят герои многих английских пьес, написанных в последнее десятилетие. С музыкой ассоциируется все прекрасное и истинное» в жизни, мечта человека о будущем — о социализме.

Читать далее

Выбор «Войцека»

Выбор «Войцека»

Выбор «Войцека» очень характерен — пьеса Бюхнера захватывала всех близких к экспрессионизму художников. На этот сюжет написал свою знаменитую оперу Альбан Берг, «Войцека» включила в свой репертуар Экспериментальная группа Королевского Шекспировского театра, проводившая в 1964 г. свой опыт с «театром жестокости». Слова Ю. Баба лучше всего иллюстрируют экспрессионистское, в духе преодоления детерминизма, понимание «Войцека»: «Вот истинный человек, этот несчастный Войцек, человек страдания, которого обижают, на которого наступают со всех сторон. Наконец природа заговорила в нем, сказалась убийством и разрушением. Под величайшим давлением мира будничная речь обретает глубину народной песни, библейской силы, и творятся образы несравненной жизненности».

Читать далее

Май 2014
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июл    
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031