Архив за год: 2013

Диалектичность брехтовской характеристики

Диалектичность брехтовской характеристики

Отсюда диалектичность брехтовской характеристики Кураж. Хороша как мать, как делец, как действенная и умная натура; плоха всем тем, что является результатом ее вынужденной приспособляемости к обстоятельствам. Брехт далек от мысли обвинять во всем лично маркитантку Кураж или папу римского. Он над ними, над историей. Брехт эпичен.

Читать далее

Значение целого

В последнем эпизоде, когда Гарри «пересек рубеж, за которым страдание и опасность имеют уже другой смысл», сцена смерти Эми приобретает особую яркость на фоне замогильного холода, которым веет от пьесы. Эта сцена задумана автором как некий обряд погребения старого и рождения нового. Вносят пирог со свечами. Агата и Мэри начинают медленное кружение вокруг пирога, постепенно задувая свечи, и последние слова Агаты звучат уже в темноте:

Читать далее

Исторический портрет

Исторический портрет

Исторический портрет создавал Жак Дебари в своем Дандене, восстанавливая в нем черты богатого сельского собственника XVII в. Это был энергичный и трудолюбивый крестьянин, достаточно умный, чтобы понять насмешки над ним господ. Да, он совершил необдуманный шаг, женившись на девушке из дворянской семьи, и сознает свою ошибку. Актер отнюдь не высмеивал своего героя, а раскрывал его драму — драму обманутой веры, приводящую к глубокому одиночеству. В этом грубом, но далеко не глупом простолюдине росли гиен и ненависть к издевающимся над ним барам, и он по-своему защищал свое человеческое достоинство. Это была абсолютно новая трактовка характера Дандена. Она меняла и жанровую характеристику пьесы Мольера, переводя ее из водевиля в драму. В то же время в спектакле сохранялась атмосфера комедийности, легкости и праздничности.

Читать далее

Драматурги Запада

На позициях революционного марксизма большинство западных драматургов не стоит.Драматурги Запада Но разве только марксисты не приемлют капитализма? Буржуазный строй жизни в целом или во многих своих важнейших чертах осуждается значительным количеством людей, живущих на Западе. Среди драматургов, о которых здесь идет речь, нет почти ни одного, который принимал бы его как отвечающий природе человека.

Читать далее

Грехи отца

Элиот считает, что сын может отвечать за грехи отца. Более того, искупление в данном случае совсем не лишает его собственной свободы, ибо заставляет остро почувствовать греховность мира и найти единственно правильный путь — путь объединения с волей бога.

Читать далее

Режиссер и актер в образе Тартюфа

Режиссер и актер в образе Тартюфа хотели дать не столько обобщающий «тип», сколько индивидуума с присущими ему психологическими чертами. Перед зрителями предстал один из современных политических авантюристов, пройдох и циников, которые под маской лести, смирения и демагогических речей ловко маскируют свои темные дела. Образ приобретал остро современное политическое звучание. Это был коварный и жестокий враг, против которого нелегко бороться. Театр словно предупреждал зрителя об опасности поддаться влиянию сегодняшних тартюфов — наглых проходимцев, демагогов и шарлатанов.

Читать далее

Театр чувства

Театр чувства

В начале 50-х годов Э. Бентли выступил одним из самых целеустремленных противников «французской традиции …снов и визионерства», традиции отвлеченно-экзальтированного поэтического театра. Сценический мир «снов наяву», «сновидческий театр» представлялся тогда Э. Бентли оборотной стороной вчерашнего фашистского тоталитаризма. Религиозно-экстатическое чувство, к которому взывает нео символистский театр, казалось критику сродни экстазу штурмовиков. И то и другое воплощает «современное бегство от свободы, от решений, от личности».

Читать далее

Формализованный язык жестов

Формализованный язык жестов и знаков восточного театра, призванный передать абстрактное понятие или душевное состояние, не прибегая к его конкретному воплощению, становится, как и нарочитая условность в экспрессионистском театре, посредником между режиссером, пускающим в ход всю эту машину, и зрителем, вычитывающим из этой схемы собственные чувства и решения. Кстати, противопоставив эти два последних слова, можно еще раз увидеть разницу между позициями Арто и Брехта, тоже интересовавшегося восточным театром. Выступая против принципа сопереживания аристотелевской драмы, Брехт ссылается на древнейший азиатский театр, «театр представления». Но в театре Брехта зритель должен прийти к пониманию законов, управляющих жизнью человеческого общества, а в театре Арто он должен быть потрясен и взволнован, почувствовав жестокость и враждебность единого и непонятного закона вселенной.

Читать далее

Арнольд Уэскер

Арнольд УэскерНаряду с плодотворными опытами обращения современной английской драмы к народному творчеству, к подлинной музыкальной культуро народа с самого начала можно было встретить в отдельных произведениях и тенденции к псевдо-народности. Любования экзотикой жизни «на дне» избежали по все. Стилизация под псевдонародное зрелище чувствуется, в частности, в драмах Бернарда Копса. Такую стилизованную «оперу нищих», оперу бродяг представляет собой его пьеса «Сон Питера Мэнна». Торговцы п их дети, жители и деятели рыночной площади, изображенные в пьесе, в большой мере театрально условны и чрезмерно чувствительны. Это — не народное музыкальное представление, а скорее весьма ординарная коммерческая оперетта, неглубокая по своему содержанию, хотя в ней говорится и об угрозе атомной бомбы, и о бессмысленности войн, а в наивных развлекательных куплетах как будто даже выражен протест против погони за деньгами.

Читать далее

Субъективный идеалист

Субъективный идеалист

Сартр как субъективный идеалист, естественно, ставил с ног на голову эту диалектику, а вернее сказать, видел в ней извечную трагическую антиномию. В поздних пьесах Брехта, особенно в его «Галилее», ясно, что великий драматург уже видел, что в мире царствует не одна только социально-историческая необходимость, но, как показал исторический опыт, трагические противоречия тяготеют над самим человеком, а не только над миром, его окружающим.

Читать далее

Май 2014
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июл    
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031