Архив за год: 2013

Критики и теоретики

Критики и теоретики

Критики и теоретики отмечают отсутствие у современного героя «трагической вины», как ее понимала античная эстетика, рабскую зависимость этого героя, «маленького человека», от общественных обстоятельств.

Читать далее

Спектакль Театра де ля Сите

Спектакль Театра де ля Сите

Театр хотел навести зрителя на размышления о том, что всегда были и «есть эти государственные начальники, которые стремятся скрепить внутренний „национальный союз» внешней захватнической войной или колониальной экспедицией». Так зритель вырывался из сферы возвышенного героизма и военных доблестей и окунался в мир материальных и эгоистических интересов. Театр словно подводил его к выводу о том, что «…действия великих мира сего, лишенные фальшивого ореола величия, имеют не больше „благородства», чем действия обычных бандитов. Они очень их напоминают».

Читать далее

Приверженность к поддержанию видимости

Приверженность к поддержанию видимости

Арто и обрушивается на эстетизм, в котором он видит такую же приверженность к поддержанию видимости: «Вопрос лишь в том, чего мы хотим. Если мы готовы к войне, чуме, голоду и резне, нам даже не нужно объявлять об этом, достаточно лишь продолжать оставаться такими, какие мы есть, продолжать вести себя как снобы, валить толпами, чтобы послушать такого-то певца, посмотреть такое-то замечательное представление, которое никогда не выходит за пределы искусства… Этому эмпиризму, господству случая, индивидуализму и анархии надо положить конец».

Читать далее

Первый и главный объект

Первый и главный объект

Первый и главный объект, подлежащий сносу,- национализм, прежде всего ирландский.

Трагический период ирландского национально-освободительного движения, относящийся к 20-м годам, запечатлен в «дублинском цикле» ОКейси. Повествование о героической борьбе против угнетателей и страданиях народа было исполнено патетики и драматизма. Фарсу принадлежала область прозаического, где обитали болтуны-псевдопатриоты или погрязшие в житейских заботах мещане; фарс усиливал трагизм целого.

Читать далее

Реальные предпосылки

Реальные предпосылки

Реальные предпосылки такого умонастроения совершенно не затрагивались драматургами этого направления. Но мы многое поймем, если обратим внимание на то, что в эти годы появились на театре инсценировки романов Франца Кафки «Процесс» и «Замок». Творчество Кафки, при всей его сюрреалиетичности, было предчувствием ужасов нацизма и второй мировой войны. Таким же ощущением катастрофичности современного мира проникнута драматургия абсурдизма. Мир на грани самоуничтожения — вот, что на разные лады звучит в драматургии абсурдистов. Растерянность, страх, отчаяние, чувство полной безысходности продиктовали писателям этого направления их произведения.

Читать далее

Лучшие книги

Обратимся теперь к работам другого выдающегося западного театроведа — Зигфрида Мельхингера (ФРГ),- отмеченным иными мотивами.Лучшие книги Лучшие книги. Мельхингера вышли в свет в середине 50-х годов и несут на себе след не только военных лет, но и холодной войны, разделенной Германии, «мирного» тоталитаризма.

Читать далее

Брехтовский принцип

Брехтовский принцип предполагал необходимость спокойного и всестороннего осознания человеком той исторической ситуации, в которой он оказался силой необходимости, помимо своей личной воли.Брехтовский принцип В этом исходном пункте между брехтовским и сартровским пониманием ситуации противоречий как будто и нет. Подобно Брехту, Сартр тоже всегда выносил на рассмотрение зрителей ситуацию, исторически детерминированную, сложившуюся независимо от воли героя. Но, в отличие от брехтовского, экзистенциалистский герой — всегда «пришелец», «чужой»; он может действовать, как действует доктор в «Чуме» Камю, а может и бездействовать, как герой «Чужого». Персонажи Брехта действуют, чтобы жить. Персонажи Сартра — чтобы умереть или убить. Ситуация каждой из драм Сартра не «придумана» и не случайна, напротив, она всегда была как бы вытолкнута на поверхность, в центр общественного внимания важнейшими событиями своего времени. Она венчает собой и вбирает в себя генеральный конфликт той поры, когда написана пьеса. Но если Брехт анализирует поток и смену ситуаций, их движение и развитие, то Сартр стремится решать проблему данной личности в пределах одной ситуации, где сходятся разом все «за» и все «против». Пафос брехтовского исследования — в суровой констатации определенных, не зависящих от воли «отдельного человека» обстоятельств. Пафос Сартра — в апелляции к рассудку и воле именно «отдельного человека», от решения которого, уверен Сартр, зависит многое.

Читать далее

Принц Гомбургский

Принц Гомбургский

Хенце стремился к новому и близкому современности истолкованию Клейста. Перед премьерой оперы он писал: «Очевидно, что мир, который Клейст воссоздал в этом произведении, надо абстрагировать от „пруссачества», но мне даже кажется, что пьеса уже сама но себе, изначально свободна от прусского. Вероятно, конфликт разыгрывается именно в Бранденбургском княжестве случайно, потому что Клейст, выбрав определенный исторический материал, сам его произвольно варьирует. Конфликт между личным существованием и государственными интересами, вопрос о подчинении закону и порядку, человеческий страх перед насилием власти и мужество противостоять ей — все это могло бы иметь место и сегодня…»

Читать далее

Превращение пьесы в мюзикл

Превращение пьесы в мюзикл в результате совместной работы драматурга и театра органично.Превращение пьесы в мюзикл Стихия песни и танца, без которой по сей день немыслима ирландская народная жизнь, прочно вошла в ирландскую драматургию со времен Ирландского Возрождения, получив особенное развитие у ОКейси, творчество которого пронизано музыкальным фольклором. В русле национальной традиции находится и «Смертник», где музыка блестяще выполняет драматическую функцию. В «Заложнике» — новая ступень: ирландская традиция обогащена уроками Брехта — Вейля. Песня и танец наравне с диалогом (а иногда сильнее, чем диалог) выражают идейный смысл пьесы, переводят действие в обобщенный план. Не только музыкальные номера обращены к публике. Прямое общение со зрительным залом фактически не прерывается: по существу вся пьеса — это общая дискуссия, в которой зритель — полноправный участник.

Читать далее

Герои английских драм

Быт но дружествен по отношению к человеку в произведениях многих западных писателей.Герои английских драм Он то настороженно подстерегает героя, готовый иронически уловить и использовать его слабости, то наступает на него активно, воинственно, давит и уродует благородные душевные порывы и помыслы. Быт — зловещее напоминание, быт — без надежд. Судьбу вещей разделяет и природа: и в ней не видят современные западные авторы спасения и опоры для человека. Песок может также броситься словно дикий зверь на души, жизни людей, обретая характер фантасмагорической нереальной силы.

Читать далее

Май 2014
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июл    
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031