Архив за год: 2013

Воплощение мудрости народа

Воплощение мудрости народа

Иоанна у Шоу — воплощение мудрости народа, поэтическое, оригинальное истолкование образа парода в драме нового типа — драме идей. Ее одиночество — покинутость народа своими духовными и светскими правителями. Одиночество Лютера у Осборна — это одиночество в самом прямом и буквальном смысле. Это — одиночество европейского интеллигента середины XX в., в своей потребности веры и идеалов не опирающегося ни на какие конкретные исторические, социальные силы. Его бунт — бунт интеллектуально высокоорганизованной личности, цель которой — преобразовать духовную сторону жизни, сознательно не затрагивая никаких ее других сторон.

Читать далее

Стилевые контрасты

Стилевые контрасты

Как правило, в ее спектаклях соблюдается принцип откровенной игры, демонстрации отношения к образу. Актер показывает одновременно целую серию персонажей (так, в «Швейке» 11 актеров играли 76 ролей), причем трансформация происходит на глазах у зрителей. Они сохраняют известную дистанцию по отношению к изображаемому лицу и не дают зрителю возможности вживаться в образы персонажей. Широко используется прием непосредственного обращения актера к зрителям.

Читать далее

Первый план

Первый план

В «Антигоне» Орфа многое необходимо отодвинуть на второй план, чтобы за монументальными контурами «возрожденной» культовой драмы античности проступило то, что столь непреложно и прямо вычитал в хрестоматийном сюжете Жан Ануйль. Без сомнения, и Орф создал свою трагедию ради современной Антигоны и современных ассоциаций, которые так точно определены в «Берлинской Антигоне» Хох-хута. А музыкальное прочтение трудного текста Гельдерли-на создает лишь дополнительный шифр, добавочное «сопротивление материала» и ставит увлекательные технические задачи для музыканта.

Читать далее

Шероховатости речи

Шероховатости речи

О распаде деталей налаженного мирового механизма возвестил экспрессионизм, противопоставляя этому механизму неделимую человеческую душу, но и она была упразднена в свою очередь. (Хотя, как показывает опыт Беккета, упразднить ее не так уж легко: как бы у этого картезианского дуалиста ни распадалась телесная субстанция, до какой степени деградации ни доходил бы дух, одинокий голос во мраке все же продолжает звучать среди пустоты, на грани исчезновения.)

Читать далее

Художественное направление

Нельзя сказать, что у современных «документалистов» в драме и театре совсем не было предшественников; но таковыми отнюдь не являются натуралисты прошлого века. Конструктивизм в русском сценическом искусстве начала 20-х годов — вот художественное направление, которое явственно перекликается с сегодняшней документальной драмой. Та же суровая оголенность деревянных подмостков, то же презрение к «красочной, яркой театральности», то же благородное отсутствие «костюмности» и та же свобода обращения со сценическим пространством и временем. И те же, почти те же высокие идейные цели: осознать (все-таки осознать, а не «заразиться», «восторгнуться» и прочее) истекший исторический перелом, понять исторический момент. Конечно, различия между театральным конструктивизмом и театральным документализмом чрезвычайны: первый «осознавал» конструктивную, созидательную роль революции, второй исследует, расследует и осознает преступления, подвиги и итоги тотальной войны. Там стимулом для возникновения художественного направления было революционное насилие, и отсюда вся энергия, здоровая напористость, вся мощная бодрость конструктивизма; тут долгом искусства стал суд над теми, кто развязал тотальные, хищнические, эгоистические инстинкты, выпустил на волю животные, скотские силы зла. Отсюда — в документальной западной драме и в театральном жанре «спектакля-суда» — некая сознательная замедленность, даже, пожалуй, заторможенность сценического действия- Разница, как видим, колоссальна, а общность мала. Тем не менее самая малость этой общности и характерна и знаменательна. Очистительный смысл катарсиса в конечном счете заложен и в динамике конструктивизма и в статике документализма на сцене.

Социально-политический характер

Социально-политический характер

Лютер не отрекается от самого себя, не капитулирует, он остается таким же, каким был с самого начала. И автор не осуждает своего героя, не видит в его поведении никакой угрозы для общества. Осборн лишь констатирует, что Лютер не примкнул к движению народных масс, а то, почему он этого не сделал, объясняет все содержание пьесы. Осборн обращается с историей произвольно, выбирает из нее ситуации и героев для построения теоретических концепций, ничего общего с историей не имеющих. Ему нет дела до того, что историческая реформация ставила своей целью ликвидацию феодального общества, что движение носило социально-политический характер. Его Лютер занят изменением и совершенствованием духовного мира своего времени, только духовного мира. И с самого начала он одинок и изолирован в этих своих благородных, но исторически ограниченных занятиях. Он верит только в могущество слова, мысли и не верит вовсе в силу объединенных человеческих действий. Бунт Лютера против церкви — это бунт духа, бунт интеллекта, не более и не менее. «Мир может быть покорен словом, церковь держится силой слов»,- говорит он, обращаясь к рыцарю, подле которого лежит труп убитого крестьянина. И даже появление цветущей полногрудой жены-бюргерши с упитанным ребенком на руках подле Лютера в самом финале не очень компрометирует его. То, что мог, он уже сделал — способствовал духовному изменению мира. А на большее он не способен, большего он и не хотел.

Читать далее

Идея ответственности

Идея ответственности

Идея ответственности, являвшаяся самым главным итогом интеллектуализма (в одном случае эта идея возлагалась на плечи массового зрителя драмы, в другом — на плечи индивидуума, словно насильно вытащенного драматургом из массы на подмостки,- суть дела от этого не менялась),- идея ответственности в искусстве 60-х годов дополнилась идеей и исследованием человеческого достоинства.

Читать далее

Лучший из людей

Лучший из людей

Папа — лишь человек, причем не самый лучший из людей, даже не самый сильный,- так думает Лютер вначале и не начинает с ним борьбу не потому, что папа слишком силен, а потому, что он недостаточно силен. Когда же Лютер видит, как бросают в огонь его книги, когда он узнает о своем отлучении как еретика, от церкви, он выходит к народу и, показывая всем подпись под буллой, бранит и поносит папу на чем свет стоит. Теперь папа для Лютера — наместик сатаны, не глава церкви, а всего навсего — голова рыбы, излюбленное кушанье кошек: «Бог сказал мне: не должно быть никаких отношений между кошкиным обедом и тобой». И он разрывает на глазах у людей злополучную буллу и бросает ее в огонь. А затем обращается непосредственно к богу и просит бога поддержать его, Лютера, в борьбе с сильными мира сего, в борьбе не ради себя, а ради господа бога. Так в самой истине единственно пытается он почерпнуть силы для дальнейших сражений за нее.

Читать далее

Центр внимания

В случае, когда лирическое личное начало намеренно уничтожается (правильнее было бы сказать, что оно выступает в негативной форме), получается картина действительности, лишенной всякого смысла. Здесь следует упомянуть Н. Симпсона, пьесы которого несколько напоминают «раннего» Ионеско. Но, в отличие от Ионеско, у Симпсона нет речи о темных силах, заполняющих образовавшуюся пустоту. Выдержанные в традициях английской «nonsense», его пьесы дают гротескную сатиру на прозябание мещан, используя получающееся в духе А. Жарри несоответствие между внешней логичностью высказывания и абсурдностью его содержания.

Читать далее

Новые художественные приемы и средства

Новые художественные приемы и средства

Наряду с выдвижением серьезных идейных проблем для всей деятельности Литтлвуд характерны постоянные искания новых театральных форм. Еще в юные годы Литтлвуд обнаружила явную склонность к синтетическому спектаклю, в котором драматическое действие, музыка, танец, пение сочетаются воедино. Она участвовала в актерских бригадах, выступавших перед бастующими рабочими и горняками и разыгрывавших небольшие драматические сценки на злободневные темы вперемежку с песенными и танцевальными номерами. Уже в тот период наиболее близким ей оказался издавна любимый англичанами жанр мюзикла. К нему привело со и отвращение к официальному помпезному театру, академизму и всякой рутине.

Читать далее

Май 2014
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июл    
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031