Остро сознавая агрессивность зла, «усугубляя» трагическое и комическое начала, но и уравновешивая озлобленность юмором, цинизм — всепрощением, отчаяние — надеждой, трагикомедия наиболее сложным способом осуществляет главную функцию театра: приспосабливает зрителя к жизненной диалектике.
В жанре трагикомедии запечатлены и частые идеологические кризисы, и момент этического всеотрицания, свойственный многим ведущим драматургам нашего столетия, и в то же время — неистребимая жизнестойкость человека, его способность продолжать духовные поиски, несмотря на самые трагические жизненные и философские откровения.
«Притягательная сила комедии, зараженной отчаянием, имеющей плохой конец, притягательная сила трагедии, пронизанной комизмом,- отчего она становится еще мрачнее,- эта притягательная сила заключается в том, что они дарят нас такой надеждой, какую одну мы в силах сохранить. И коли это не надежда на жизнь вечную в небесах, она для нас ничуть не менее драгоценна — ибо это та надежда, без которой человек не способен жить изо дня в день».
Антиподом трагикомедии у Бентли выступает драма. Драма — это дитя буржуазного развития, антагонистического расслоения общества, фрагментарности его духовных интересов. Драма порождена нездоровым отделением театра от общества и драматургов — от театра.
Полноту жизни приверженцы канонов буржуазной драмы подменяют частным углом зрения, уродливым, фрагментарным искажением общественных пропорций. Сострадание, трепет, стоическое смирение, ужас — все подлинно трагические, «высокие» эмоции, сообщающие театру остроту и напряженность, в буржуазной драме вырождаются, мельчают. Вместо сострадания и смирения — озлобленность, вместо ужаса и трепета — жалость героя к самому себе. Вместо неизбежной судьбы — неблагоприятные обстоятельства.