Английская историческая драма

Английская историческая драма

Кажется, что английская историческая драма на рубеже 50-х и 60-х годов становится преимущественно религиозной. Шестнадцатый век — время действия «Лютера»: начало реформации в Европе, атаки Лютера на церковников, отстаивание им чистоты и истины священного писания. Тот же шестнадцатый век — время действия «Человека для любой поры»: Томас Мор выступает против реформации, при этом он также сражается за истину и чистоту священного писания. Пьесы как будто бы даже полемизируют друг с другом: в одной — герой отдает всю жизнь борьбе за реформацию, в другой — идет на плаху, не соглашаясь с реформацией. Но, в сущности, и Болт, и Осборн, и главные герои их пьес совершенно равнодушны к вопросам религии. Абсолютно не существенно для них, нужна ли была реформация с религиозной, да, пожалуй, и с исторической точки зрения. Трудно найти более нерелигиозных людей, чем Лютер Осборна или Мор Болта. Религиозная тематика выбрана авторами, чтобы поставить вопросы о вере и верности в самой общей и несколько приподнятой форме — о вере, как общей идее, ради которой живет человек, о верности как свободном и полном, если надо, и героическом, выражении своей личности. Тематики лучше и ближе к своему времени для раскрытия этих мыслей драматурги не нашли.

Героев-юнцов из современных пьес англичан середины 50-х годов, еще не оперившихся, взъерошенных и сердитых, сменили на английской сцене в конце 50-х и начале 60-х годов более зрелые, более опытные герои, немолодые люди, мыслители по характеру и в силу необходимости.

«Лютер» Осборна ближе к традициям английской исторической драмы, хотя в пьесе ясно видны и новые, иные черты. «Лютер» отличается от других драм писателя. В более сдержанной, суровой манере выписаны здесь характеры. Некоторые кажутся будто только сошедшими с живописных полотен изображаемой поры.

Май 2014
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июл    
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031