Бунт Достоевского

Бунт Достоевского

Односторонне восприняв бунт Достоевского, экспрессионисты, выдвинувшие лозунг «прочь от природы» (т. е. от природы как от системы научного детерминизма), объявили его своим предтечей. Известно, что отчужденному сознанию действительность представляется необъяснимым хаосом, поэтому, естественно, буржуазная рационализация мира, не делающая революционных выводов, оказывается беспочвенной перед лицом «подавления индивидуальности случайностью». Об этом говорит кризис натурализма, когда детерминизм становится осознанием фатальной несвободы человеческого «я». Экспрессионизм же отбрасывает с самого начала признание всяческого детерминизма, и этот его первый шаг имел далеко идущие последствия для всего развития искусства.

Наступившая в Европе эпоха войн и социальных революций не могла быть втиснута в рамки позитивистски научного объяснения, выбор экспрессионистов был таков: «Или мы несемся в этом бурном вихре, или противостоим ему в утверждении нашего «я» (Макс Мартерштейг).

Экспрессионизм сделал человека центром творения, некой всеобщей субстанцией, непричастной отдельному, эмпирическому сознанию, и эта романтическая декларация была направлена против буржуазного субъективизма, против «века уединения», когда человек «от целого отделился единицей» (Достоевский). Возникает своеобразный парадокс: то, что принадлежит субъективному опыту и является целиком продуктом сознания, своеобразно отчуждается от породившего его сознания и объявляется имманентной реальностью. Художник-экспрессионист стремится не к выражению собственного переживания своего объекта, но к тому, чтобы дать ему заговорить через себя.

Май 2014
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июл    
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031