Сложность и в то же время связь не о гуманистических направлений с некоторыми традициями литературы прошлого — в особенности с нравственной философией и критическим методом реализма Достоевского и Толстого — заключается в характерном сочетании проповеди идеала добра с жестокой демистификацией социальной действительности, срыванием всех и всяческих масок в творчестве современных западных художников-гуманистов.
В этой-то связи сегодня очень многие, если не все значительные явления в культуре Запада отталкиваются, как от исходных позиций, от взглядов русских художников и философов,- прежде всего от нравственных идей Толстого и Достоевского. Многие западные художники воспринимают лишь
Внешнюю оболочку этих идей и видят свою задачу в театральной или экранной иллюстративности. Глубокое и остросовременное развитие идеи русских гениев получили в прозе Бёлля, в том, и частности, как он рассматривает проблему вины, исторической и нравственной, и особенно в творчестве Федерико Феллини, центральной проблемой которого является проблема совести.
Целая эра идеалов ненависти, пройдя через вторую мировую войну, сменилась идеалами любви.
Прежде чем состоялось пробуждение совести и для того, чтобы оно состоялось, должен был восстать разум и отрезвить народное сознание. Вот почему Брехт оказал влияние на самые противоположные явления в искусстве Запада второй половины 50-х и 60-х годов. Следы его мысли можно найти в современном итальянском киноискусстве. Новая английская драматургия, родившаяся в 1956 г., как уже замечено критиками, испытала на себе исключительно сильное влияние брехтовской поэтики.