Центр дискуссий

Оно стоит в центре дискуссий и сегодня, хотя четверть века прошло с момента окончания партитуры. Работа над текстом оперы была начата Шенбергом как раз в год постановки «Воццека» на оперной сцене (1925). Материалом служила Библия. В конструкции произведения сильно акцентировано ораториальное начало. По содержанию это драма идей, связанная с вагнеровской традицией, чистый случай так называемой философской оперы. Но если в операх Вагнера слушатель, отвергающий его идеи, мог бы остаться наедине с музыкой, иллюстрирующей красочные «мифы», то у Шенберга существование оперы никак не оправдывается сюжетом и его музыкальной интерпретацией. Весь пафос композиции заключен в донесении философского содержания, «абстрактных размышлений», получающих реальные обоснования в ситуациях сюжета. Но и здесь, оставаясь верным специфике жанра, композитор не отказывается от красочной иллюстрации некоторых сценических положений. (Например, танец вокруг золотого тельца.).

Арнольд Шепберг подобен в этом произведении Францу Кафке своей способностью предугадывать духовную и социальную проблематику будущего, притом не частную, касающуюся мира искусства, а общечеловеческую.

Критики успели уже навязать опере «Моисей и Арон» узко-религиозную идею: путь к вере, спасение в «истинной» вере и т. п. Некоторые даже, ухватившись за сочетание слов «народ, избранный богом», взятое Шенбергом из Библии, заговорили о проповеди мессианизма. По эти суждения — результат поверхностного знакомства с произведением. Основной мотив драмы — личность и народ, идея и ее восприятие массой. Конкретный материал оперы говорит о судьбе религиозной идеи, но ясно, что речь идет о судьбе всякой идеи, «брошенной в массу», «попавшей на площадь».

Май 2014
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июл    
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031