Драма идей

Драма идей

Драма идей существенно отличается от тенденциозных пьес XIX в. и предшествующих веков. Там была совершенно отчетливая точка зрения, которую драматург и утверждал всем ходом действия и обычно суммировал ее в речах резонеров. Интеллектуальная драма XX в. сталкивает разные взгляды и мнения в политике, философии, морали. Даже Шоу, человек твердых убеждений и ясных мнений, далеко не всегда отдавал предпочтение одной из сторон, которые он сталкивал в пьесах-дискуссиях. А уж если говорить о французской интеллектуальной драме, в ней завершающей определенности еще меньше. Вся она строится на моральных контрастах, на идейных противоречиях, но никакие решения ею не предлагаются.

Интеллектуальная драма отражает глубочайший духовный кризис буржуазного общества. Разум и душевная чистота бессильны в мире эгоизма, как это показывают образы Гектора («Троянской войны не будет») и Жанны ДАрк («Жаворонок»). Но человечество живет, живет в хаосе чувств, мнений, сталкивающихся и сходящихся. Все критерии истины относительны, и в чем она, истина, неизвестно. Смятение идей и чувств современного человека выражено в интеллектуальной драме Жироду и Ануйля с подлинным блеском. Жироду даже возвысился до понимания социальных корней сумбура, царящего в мире, и показал это в «Безумной из Шайо», одной из самых сильных антикапиталнстических пьес в новейшей драме. Гротеск и буффонада не мешают подспудной серьезности намерений обоих авторов. Опи смеются над тем, что в сущности печально, и смехом прикрывают скорбь о разладе всей жизни.

Новая фаза интеллектуальной драмы наступила с появлением на театральной арене философии экзистенциализма.

Май 2014
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июл    
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031