Драма Шоу

Драма Шоу

Ф. Фергюссон разбирает парадоксальный драматический метод Шоу и Пиранделло, расставшихся с «драмой гостиной» ради самодовлеющей рационализации мира пли его театрализации.

Драма Шоу — это театр рационализации; сила и слабость Шоу коренятся в неразрешимости его парадоксов, в той комической перспективе, вне которой нельзя себе представить существование его персонажей. Преодолеть чрезмерный рационализм своего метода Шоу удается там, где он раздвигает границы сценического мира, обращаясь к реальной, вне театра проявляющей себя перспективе.

В отличие от Шоу, Пиранделло видит в своих парадоксах не бесконечную рационализацию мира, но отражение реального и окончательного расцепления личности, органическое средство представить саму жизнь как театр. «Пиранделло и в самом театре, и в нашей потребности не только рационализировать, но и мифологизировать обнаружил более широкую основу, на которой размышляющему взору предстало много версий человеческого поведения». И хотя Пиранделло не удается приобщиться к трагическому ритму, его драма укрепляет поэтические возможности современного театра — главным образом, благодаря отвоеванному им чувству автономности сцены, благодаря тому, что Пиранделло избежал крайностей: натуралистического копирования жизни и символистского гипноза.

«Идею театра» Фергюссона завершает анализ попытки западного поэтического театра 1920-1940-х годов (Конто, Обэ, Элиот) «приобщиться древним источникам — через миф, ритуал, фольклор и театральные формы, преодолевающие узкие схемы современного рационализма».

Май 2014
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июл    
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031