Форма религиозной драмы

Сама форма религиозной драмы, дающая возможность достигнуть максимальной гармонии, скоро перестала удовлетворять Элиота, ибо она не имела широкой аудитории и была предназначена лишь для верующих. Цель же Элиота состояла в проповеди христианской доктрины в самых широких слоях. Поэтому перед ним встала новая задача — вместить свою философию в форму современной коммерческой драмы, к которой привык зритель.

Премьера новой пьесы — «Семейный съезд» — состоялась в 1938 г. На сей раз перед зрителем самая обыденная для Англии обстановка большого родового имения. Хозяйка дома леди Монченси собирает всю семью, чтобы впервые за последние семь лет всем вместе отпраздновать день своего рождения. Но все драматургические методы Элиота направлены на то, чтобы разрушить привычную атмосферу типичной английской гостиной и тем самым поколебать у зрителя уверенность в реальности его повседневного бытия. Автор пытался добиться того, чтобы эта драма, написанная в терминах повседневной жизни, вернулась к своей изначальной функции — утверждению религиозного мировоззрения. Это было возвращение к религиозной драме, в которой поэт при помощи уже разработанного им драматического метода пытался показать современникам необходимость и значение духовного (религиозного) посвящения.

Тема пьесы в целом осталась прежней — страдание, ведущее к искуплению вины и единению с божественным промыслом, и его значение для мира. Но Элиот поставил перед собой новую цель: «Здесь меня прежде всего волновал вопрос стихосложения. Я хотел найти ритм, близкий к современной речи, в котором ударения падали бы там, где мы их обычно ставим, когда произносим фразу». Решение этом смысле оказалось достаточно формальным. Элиот остановился на строке, длина которой может меняться, имея при любом количестве слогов всегда три ударных слога с цезурой после первого ударного.

Май 2014
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июл    
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031