Французские трагики-экзистенциалисты

Французские трагики-экзистенциалисты

Как уже замечено было, герои Брехта выигрывают в каждой отдельной ситуации, проигрывая перед лицом истории. У Сартра — наоборот. Поступок сартровского Ореста — чистейший проигрыш для него лично, более того, он житейски бессмыслен так же, как и поступок ануйлевской Антигоны. Но перед лицом истории Антигона выигрывает — в некоем высшем, в идеальном смысле.

Французские трагики-экзистенциалисты были убеждены, что без Орестов и Антигон человечество не может существовать, оно в них нуждается, мало того — оно их всегда имеет про запас в критический момент.

Герои Брехта выигрывают лишь в практицистском, житейском смысле этого слова. Герои французских интеллектуалистов всегда проигрывают с точки зрения прямой выгоды, практической пользы и здравого смысла, а выигрывают только в историческом и моральном планах. Их подвиг бескорыстен и практически часто бессмыслен, но он необходим в перспективе истории, которую все же делают люди, не только законы; нужен он также для укрепления веры в человеческое достоинство в те трагические моменты, когда достоинство это находится во прахе. Так понимали гуманизм французские драматурги экзистенциалистического направления в философии и в эстетике.

Не случайно Сартр всегда изображал сильную личность, подвиг, героя: в герое он искал противодействия «сильной личности» фашизма; а Брехт изображал заурядных в общественном поведении людей, будь то гении Галилей или торговка Кураж; они — обыватели перед лицом истории.

Брехт их вовсе не обвиняет, он просто констатирует: таково большинство людей. В этом своя сила и жестокость Брехта, в этом его неподкупная правдивость, отсутствие малейшей идеализации, величайшая трезвость.

Май 2014
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июл    
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031