Идея нового синтетического спектакля объединяет в Орфе музыканта и поэта-драматурга. Ошибочно было бы определять одни его произведения как оперы, а другие как драмы с музыкой. В каждом новом своем сочинении Орф по-разному экспериментирует в слиянии речевого и музыкального начала. В «Бернауэрин» речевые сцены чередуются с музыкальными. В «Сне в летнюю ночь» текст пронизан мельчайшими частицами музыки. В комедии «Хитрецы» использована ритмизованная речь на фоне ударных, без пения.
В отношении Орфа все еще раздаются голоса сомнения и недоумения: композитор или режиссер-практик, реформатор или всего лишь умелый декоратор? Одного анализа музыки недостаточно, чтобы разрешить «загадку Орфа». Необходимо изучение сценической природы его произведений, специальное рассмотрение его драматургии. Легко, однако, заметить различие результатов, к которым приходят в своих интерпретациях текстов Орф и любой из традиционно-оперных композиторов. Очевидно, что Орф далеко ушел от традиционных путей европейской оперы и встал на путь своеобразного новаторства в музыкальном театре. Он считает, что исторически возникшее разделение театра на оперу и драму на протяжении двух последних столетий исчерпало себя.
Представленная на Зальцбургском фестивале 1949 г. «Антигона» занимает центральное место среди послевоенных работ Орфа для музыкального театра. Литературный источник — трагедия Софокла в переводе Гельдерлина. Орф следует за Гельдерлином во всем, не изменяя текста. О своем замысле композитор писал: «Я видел с самого начала мою задачу в том, чтобы, ничего не прибавляя к произведению Софокла, только интерпретировать его сегодняшними средствами… „Антигона» не является обычным репертуарным произведением для оперного театра. Это торжественное представление, своего рода культовая драма…