Идея ответственности

Идея ответственности

Идея ответственности, являвшаяся самым главным итогом интеллектуализма (в одном случае эта идея возлагалась на плечи массового зрителя драмы, в другом — на плечи индивидуума, словно насильно вытащенного драматургом из массы на подмостки,- суть дела от этого не менялась),- идея ответственности в искусстве 60-х годов дополнилась идеей и исследованием человеческого достоинства.

В этом именно направлении работают европейские художники разных верований и средств выражения. Проблема достоинства включает в себя и мотивы вины и проблему совести. Не абсурдисты 50-х годов, а документалисты и поэты 60-х обратились к тем сторонам человеческого существа, которые суду одного лишь разума не подлежат. Эмоции реабилитированы и вернулись в искусство. Предатель рассматривается — и документализмом, и поэтическим направлением — не только как индивидуум, «избравший свой путь», и не только как «продукт эпохи», но и как предатель. Влияние среды не отменяется, точно так же не забыт и момент волевого самоопределения; но это все не кажется уже вполне исчерпывающим проблему личности или, оставаясь в пределах негативного материала, проблему предательства (палачества, доносительства, соглашательства, садизма, продажности и пр.).

Вопросы вины, воры в идеалы и вопросы совести рассматриваются художниками-атеистами и художниками католика ми, естественно, по-разному. Но цель у тех и других совпадает,- вот что характерно и для «поэтического» направления западного искусства 60-х годов, и для «документального». Верующие художники Запада сегодня, как, впрочем, и всегда, избирают поэтически усиленную систему образных средств; атеисты сегодня — в тех случаях, когда они стремятся создавать большое искусство,- избирают «документ», т. е. обнаженную, ничем не остраненную, не усиленную и не украшенную систему образности.

Май 2014
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июл    
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031