Идея «тотальной театрализации», не связанная у Мельхингера с апологией авангардизма (как это было в эстетике рубежа XIX-XX вв.), возвращает нас к единству старинных зрелищных форм и служит, по Мельхингеру, отражением и гарантией «деполитизации» общественного сознания, скептической «паузы» в идеологическом развитии, «антитезисности» переходной идеологии, поисков «реальных» пластических символов человеческого существования.
«Элементарные театральные формы» Мельхингера адекватны «первообразам», «простейшим элементам», поискам которых посвятили себя «мифологи», последователи Юнга, и «конкретно-человеческим, первичным понятиям», которые ищут в гуще буржуазной цивилизации экзистенциалисты.
Теория Мельхингера, таким образом, занимает вполне симптоматичное место в истории западного общественного сознания и театра середины 50-х годов.
Вторая половина 50-х годов — это и высшая точка социального протеста, окажем, в драме Англии (Осборн и «осбор-новпы»), и высшая точка всемирной популярности Брехта; в то же время это момент расцвета «театра абсурда», популяризации экзистенциализма, «новой волны» увлечения психо-социологией Юнга и «театром жестокости» Арто. В западном театроведении этот этап характеризуется обостренным вос-приятием основных театральных форм, их социально-эстетической роли, поисками природы театральной выразительности.