Произошла ли все-таки «революция» в английском театре? В чем действительная суть явлений, имеющих место на английской сцене в последние тринадцать-четырнадцать лет?
Первое, что обращает на себя внимание,- истинно национальный характер своего рода возрождения в английской драме и театре, глубокая связь новых произведений с традициями отечественной художественной культуры. Прежде всего с традициями социальной критики, смелого, решительного выдвижения на первый план насущных проблем современной общественной жизни.
Понадобилось немало времени, чтобы английские и зарубежные критики, а также сами английские авторы поняли и разобрались в этом. «Вполне возможно, что будущие историки английской драмы охарактеризуют период с 1956 г. как эпоху влияния Брехта. Если так, это явление будет иллюстрацией причудливости и иронии культурной диффузии между нациями»,- пишет автор ряда теоретических работ о современном театре Мартин Эсслин. Почему? Да потому, что «брехтовская эпоха» имела в большей степени дело с «разговорами и дискуссиями в связи с Брехтом и вокруг него и его идеалов, в то время как насчитывалось совсем немного ценных постановок Брехта, было мало истинного знания его, а отсюда незначительность какого-либо влияния его действительных произведений и мыслей». Впадая в противоположную, чем это делалось до него, крайность, Эсслин склонен даже полагать, что «брехтовская эпоха» в Англии прошла в большей степени под знаком не самого Брехта, а всевозможных, взятых из вторых рук идей и концепций о Брехте, под знаком «образа Брехта, созданного непониманием и ложными представлениями».