Круг проблем получает новое освещение в драматургии последних лет. Мы завершаем нашу хронику очень кратким списком, включающим лишь несколько имен и названий и далеко не охватывающим все интересное, что появилось на сцене в эти годы. Из всего многообразия премьер, названные здесь определяют то новое, что появилось в драматургии.
Р. Хоххут своим «Наместником» открыл новую фазу драмы середины века. Произошло утверждение документальной драмы. Собственно, первая нашумевшая пьеса такого рода появилась еще в 1955 г., когда Джером Лоуренс и Роберт Ли под названием «…Пожнет ветер» инсценировали протоколы «обезьяньего процесса» 1925 г. В этой пьесе обличалось мракобесие американских религиозных ханжей, преследовав-ших учителя за преподавание теории Дарвина о происхождении человека. В 1959 г. Сол Левит поставил «Андерсонвильский процесс», в котором был инсценирован суд над комендантом лагеря для военнопленных на Юге США, где во время гражданской войны между Севером и Югом производилось массовое истребление людей. Автор показывал, что немецкие нацисты отнюдь не обладали монополией на лагери уничтожения. В 1960 г. Джером Килти создал оригинальную пьесу «Милый лжец», в которой чтение писем Бернарда Шоу и Патрик Кемпбелл открыло любопытную, по-своему драматическую историю взаимоотношений великого драматурга и красавицы актрисы.
Все эти произведения вызвали интерес, но большого общественного резонанса не имели. «Наместник» Хоххута произвел впечатление разорвавшейся бомбы. Молодой западногерманский драматург показал, что папа Пий XII разделяет с немецкими нацистами вину за массовое истребление евреев в годы второй мировой войны. Его документальная драма всколыхнула весь западный мир и вызвала дискуссии об ответственности государственных и церковных деятелей за массовые казни, производимые по их прямому приказу или вследствие попустительства.