Лучший из людей

Лучший из людей

Папа — лишь человек, причем не самый лучший из людей, даже не самый сильный,- так думает Лютер вначале и не начинает с ним борьбу не потому, что папа слишком силен, а потому, что он недостаточно силен. Когда же Лютер видит, как бросают в огонь его книги, когда он узнает о своем отлучении как еретика, от церкви, он выходит к народу и, показывая всем подпись под буллой, бранит и поносит папу на чем свет стоит. Теперь папа для Лютера — наместик сатаны, не глава церкви, а всего навсего — голова рыбы, излюбленное кушанье кошек: «Бог сказал мне: не должно быть никаких отношений между кошкиным обедом и тобой». И он разрывает на глазах у людей злополучную буллу и бросает ее в огонь. А затем обращается непосредственно к богу и просит бога поддержать его, Лютера, в борьбе с сильными мира сего, в борьбе не ради себя, а ради господа бога. Так в самой истине единственно пытается он почерпнуть силы для дальнейших сражений за нее.

Прослеживая жизнь Лютера с 1506 г. по 1530 г., Осборн остановился и на том факте, что видный деятель реформации в Германии, основатель лютеранства Лютер оказался в стороне от широкого народного крестьянского движения в стране, вспыхнувшего в 1525 г. также под лозунгом реформации. В финальных эпизодах «Лютера» можно усмотреть почти прямую аналогию с заключительными сценами «Жизни Галилея» Брехта. (Влияние «Жизни Галилея» на «Лютера» бесспорно. Оно проявляется в основном в структуре произведения, в контрастном чередовании разных по своему характеру и жанру сцен, в острой динамике развития действия.) Но аналогии в финалах двух этих пьес нет. Более того: они почти противоположны но своему смыслу.

Май 2014
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июл    
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031