Жан Жене »
Гамлетовское «Слова, слова, слова…» стало как бы эпиграфом ко всему разрушительному, анти идеологическому пафосу абсурдистской драмы. Как в ее первоначальный, французский период, так и в период ее дальнейшего, английского развития. В английском абсурде доминирующей интонацией стало раздражение на весь белый свет, главной темой — взаимонепонимание близких людей; мотивы пресловутой «некоммуникабельности», если и родились в драме француза Камю «Непонимание» (1944), то по-настоящему были развиты именно в английской драме 50-х годов, в пьесах «рассерженных», а затем в пьесах английского абсурда. Только позднее английская драматургия обратится к исследованию социальных, бытовых, исторических аспектов современного мира.
Следует подчеркнуть метафоричность языка французской драмы 50-х годов и бытовой, неметафорический характер английской драмы того же десятилетия. И в том, и в другом просматривается влияние двух сторон брехтовской театральной поэтики. Можно, таким образом, считать, что хотя «театр абсурда» как целое был в идейных мотивах и во всех сферах оценки жизненных явлений настроен полемически по отношению к интеллектуализму, в сфере поэтической образности, в своей структуре он гипертрофировал отдельные части разных направлений интеллектуализма. Именно гипертрофию части целого он и сделал основным своим приемом.
Внутренняя связь, которая таится в этих двух, как будто резко противоиололшых по своим задачам, целям, и языку, художественных направлениях,- закономерна.
В 50-е годы появился новый отряд драматургов-интеллектуалистов в Швейцарии. Творчество Дюрренматта и Фриша представляет собой попытку на новой основе синтезировать: а) социальный анализ и историзм, свойственные эпическому театру Брехта, б) публицистическую парадоксальность ситуаций и афористичность языка стиля Бернарда Шоу, в) интеллектуальное заострение драматической ситуации, найденное французской экзистенциалистской драматургией, и, наконец, г) развернутую французскими, английскими, американскими и итальянскими «абсурдистами» картину бессмысленности мира и беспомощности человека.