Метод воздействия на зрителей

Метод воздействия на зрителей

«Вайс не только пользуется тотальным театром, этим освященным временем положением о том, что все элементы сцены должны служить пьесе,- пишет Брук. — Его сила не только в количестве инструментов, которые он применяет; главное заключается в той какофонии звуков, которая создается столкновением стилей. Каждый элемент получает свой смысл при сопоставлении с соседствующим: серьезное рядом с комическим, благородное рядом с простонародным, литературное рядом с грубостью, интеллектуальное рядом с материальным; абстракцию делает живой сценический образ, жестокость осмысляется посредством холодного потока мысли. Потоки смысла пьесы то тут, то там проходят через всю ее композицию и в результате возникает чрезвычайно сложная форма,- как у Жене, это зеркальный зал или коридор, наполненный эхо,- поэтому зритель должен смотреть на то, что он видит, возвращаться мысленно к тому, что было раньше, и только так сможет он добраться до мысли автора» .

Смысл этот, однако, едва ли может быть постигнут посредством логически стройной цепи умозаключений. Идея в современной драме, если так можно выразиться, подчас эмоциональна. Смысл произведения несводим к удобной логической формуле. Он отчасти поддается интеллектуальному определению, отчасти же заключается в том комплексе ощущений, которые возникают от шоков, вызываемых пьесой. Строго говоря, классическая драма, начиная с античности, также

Применяла именно такой метод воздействия на зрителей.

«Эдип-царь», «Король Лир», «Привидения» — тоже произведения, сила воздействия которых во многом зависит от потрясений, вызываемых открытиями, происходящими в этих шедеврах драмы. «Марат/Сад», скажем, еще не то произведение, значение которого в художественном мире признано безусловно. Речь идет не об оценке пьесы, а о художественном методе театра. Во всяком случае, одна особенность отличает эту пьесу от классики.

Май 2014
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июл    
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031