Непосредственная передача зрителю

Натурализм, как он справедливо считал, был лишь средством передать состояние сознания. Правильность такого взгляда подтвердила эволюция английской драмы последних десяти лет.

Непосредственная передача зрителю того или иного состояния чувств и сознания с помощью определенной сценической структуры составляет основной принцип экспрессионизма. И хотя у англичан эта сценическая структура по преимуществу материальна, и телесная ощутимость быта составляет одну из главных характеристик английской драмы, материальность и телесность здесь — только средства. Непреодолимых препятствий для иного решения проблемы контакта со зрителем нет. Отсюда такое органическое восприятие английскими режиссерами и драматургами по-разному истолкованных театральных принципов Брехта. (Посещение «Берлинским ансамблем» Лондона в 1956 г. было крупнейшим театральным событием сезона.) Простым копированием внешних форм здесь мало что объяснишь.

Наиболее характерен в этом отношении пример Осборна. Казалось, ничто не предвещало, что автор на вид традиционной пьесы «Оглянись во гневе» займется экспериментированием, взяв Брехта за образец. Но основания этому уже были заложены: не жизнь и характер Джимми Портера интересовали автора, а настроения его поколения, и даже не сами они, а ситуация, в которую это поколение попало и которая эти настроения породила. Лирика, выражающая эмоциональный климат пьесы, переходит в «эпический театр», воссоздающий модель ситуации либо при помощи исторической параллели, как в «Лютере» того же Осборна, либо при помощи условной притчи, как в «Танце сержанта Масгрейва» Джона Ардена. (Правда, Осборн, не принимая эпической объективности, все же остается в рамках психологической драмы.)

Май 2014
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июл    
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031