Неуловимость границ

Неуловимость границ

Неуловимость границ между иллюзией и действительностью, которую обыгрывает принцип «театрализации», в качестве особой и едва ли не главной темы вошла в искусство буржуазной эпохи. Иллюзорность действительности и действительность иллюзии — один из излюбленных мотивов, выражающих конфликт идеального и реального, искусства и жизни. Одной из форм соотнесения этих двух разлученных и взаимно притягивающихся понятий является ритуал.

Ритуал как закрепленная форма игры, будучи сам по себе иллюзией, тем не менее вбирает в себя и выражает действительные эмоции. И именно их сложное и извращенное переплетение оказывается единственной реальностью для Жене. А там, где средством выражения эмоций становится ритуал, естественно всплывает «театр жестокости» Арто.

Сближая свои пьесы с ритуалом мессы (причем, «черной мессы», богохульной и колдовской), Жене совсем в духе Арто заявляет: «Представление, которое не подействует на мою душу,- потрачено впустую». И далее: «Без сомнения, одна из функций искусства — заменять религиозную веру эффективным ингредиентом прекрасного». Чтобы создать иллюзию ритуального экстаза, в котором через поэзию можно прикоснуться к тайнам жизни, морализаторски трактовавшимися ранее религией, Жене впадает в патетику и декламацию. Подпасть под его воздействие может лишь тот, кто заранее согласен предаться вместе с ним мечтаниям; скептический сторонний взгляд увидит лишь напыщенную риторику и претенциозность. Но Жене пользуется большим успехом, фантастические сплетения его сексуальных и социальных фантазий не оставляют публику незатронутой, ибо, так или иначе, они касаются того, что волнует всех, будь то проблема взаимоотношения негров и белых, или война в Алжире.

Май 2014
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июл    
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031