Новые тенденции

Новые тенденции

Новые тенденции отразились возрастанием роли художественной детали, по которой воображение легко достраивает целое; достаточно вспомнить знаменитое чеховское горлышко разбитой бутылки, по которому нужно восстановить картину ночи. Соответственно происходят изменения и в стиле актерского исполнения; тщательная детализация призвана передать максимум внутренних связей и оттенков воспроизводимой жизни. Именно на основе детерминизма оказывается возможным всестороннее воссоздание личности того или иного персонажа, как этого требовал Станиславский.

Принципы детерминизма, позитивистски утверждаемые взамен нравственных критериев, на которых зиждется реализм XIX в., получили свое законченное выражение в натурализме. Внутренним его противоречием оказался моральный релятивизм, когда всему стало возможно найти научное объяснение и, тем самым, оправдание (ведь буржуазный детерминизм не выходит за рамки объяснения мира). Такое отрицание принципа моральной ответственности и породило нападки на «бернаров презренных», которые вложил Достоевский в уста Митеньки Карамазова. Выход Достоевский ищет в положении «человек за всех виноват», т. е именно в утверждении моральной ответственности вопреки давлению обстоятельств. Стремление морально утвердиться и тем самым утвердить свободную волю вопреки гнету обстоятельств составляет нерв романов Достоевского, который вместе с тем, будучи реалистом, ни в коей мере не отрицал влияния социальной действительности; тем самым он достигал того напряжения, которое вообще свойственно великому трагическому искусству, рождающемуся из подобного столкновения, будь то Софокл или Шекспир.

Май 2014
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июл    
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031