Образ Масгрейва

Образ Масгрейва

Образ Масгрейва задуман Арденом интересно. Худой, высокий, требовательный и совершенно лишенный чувства юмора, он напоминает более проповедника, пастора, нежели кадрового вояку; автор пишет, что Масгрейв «мог бы хорошо служить при Кромвеле». Масгрейв видит в принятой на себя миссии нечто божественное и часто обращается за советом непосредственно к самому богу. Он просит, чтобы бог сохранил в ясности его разум, и очень любит слово «логика»: он хочет быть логичным во всем, следовать на земле логике, предпосланной свыше.

Арден — наиболее рационалистический и логичный из молодых англичан, хотя логика его весьма своеобразна. Ему свойственно стремление подвергнуть все и вся скептическому анализу, показать разные, подчас противоположные стороны одного и того же характера и явления. Творческое наследие Шоу словно по крупицам расхватано представителями нового поколения английских драматургов. Биэн, например, активнее других напал на фальшивые идеалы, кумиры, маски, прикрывающие истинное положение вещей в современном буржуазном обществе. Ардену же досталось из творческого наследия Шоу категорическое отрицание того, что персонажей драм, как и живых людей в действительности, можно делить на героев и подлецов. Очень рискованно он поставил об этом вопрос еще ;в ранней пьесе «Воды Вавилона», поместив в центре ее образ поляка-эмигранта, который находился в годы войны в Бухенвальде, но не в качестве заключенного, а как служащий немецкой армии. Автор не осуждает своего героя, а позволяет ему следующим образом объяснить свое поведение: «Я — человек времени, места, общества и несчастного случая; я знаю, чем я не должен быть…» И далее, обращаясь к другим полякам-эмигрантам, проживающим, как и он, в Лондоне и изображающим из себя патриотов:

Май 2014
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июл    
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031