Однолинейная интрига

Чем, например, дорог Фергюссону Чехов? «…Чехова не интересовали ни однолинейная интрига, ни однолинейный тезис, он видел свой предмет, свою тему целиком…Однолинейная интрига критики Чехова не отмечали еще, что его пьесы построены не как истории, главный интерес которых сосредоточен в вопросе «что произошло», но как ряд общественных обстоятельств, каждое из которых по-своему освещает основную тему. «Вишневый сад» в этом смысле — меньше всего история и больше всего — тема. Обстоятельство первого акта — возвращение Раневской, второго — меланхолическая встреча теплым вече-ром, третьего — истерический вечер в гостиной, четвертого — отъезд семьи. Каждое из этих обстоятельств освещает одну сторону темы (или действия) «владение вишневым садом». К концу пьесы мы обнимаем это целое с разных точек зрения и на разных уровнях: именно наше окончательное знакомство с темой, а не просто последнее из событий, завершает для нас пьесу. Мы обнаруживаем не то, что случилось, но каков подлинный смысл ситуации. Драматизм же заключается в самом этом развитии».

Ф. Фергюссон подчеркивает обращение Чехова к житейскому обыденному ритуалу — приезды, отъезды, праздники, вечеринки,- объединяющему персоналией и определяющему место индивидуальных волевых порывов: «Чехов пользуется общественными церемониями, чтобы раскрыть личность, когда она менее всего замкнута частной рационализацией бытия и открыта для незаинтересованных прозрений».

Чеховская поэтика служит критику лучшим и исключительным примером современной «естественной, объективной формы пьесы». Такая форма подчинена общим жизненным ритмам, а не «механическому порядку какого-то одного тезиса или интриги. «Чехов выбирает только те эпизоды, те моменты в жизни своих персонажей, когда они яснее всего чувствуют (разрядка моя.- Д. Ш.) свое положение и свою судьбу; это те моменты, что не входят в их рационализированные, осмысленные усилия.

Май 2014
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июл    
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031