Персонажи «Носорога»

Персонажи «Носорога»

Что же все-таки хочет сказать Ионеско в «Носороге»? Почему полны фантастических кошмаров пьесы, написанные им ранее? Посрамление ли это разума и проповедь иррационализма, идущая еще от романтиков XIX в., Ницше и сюрреализма? Не совсем так. Ведь фантастика и бредовые кошмары пьес Ионеско не являются альтернативой логики и разума. Они рождаются в результате столкновения «человека без качеств» с логикой. Кошмары, как это часто указано в ремарках, должны вселять в зрителей чувство отвращения, а что это чувство не самоцель, видно в «Носороге».

Персонажи «Носорога», не имеющие внутренней сущности, не ощущают, в отличие от Беранже, трагедию этого, так как живут по готовым нормам штампа и клише, и совершенно безболезненно превращаются в носорогов. У них нет внутренней цельности и сил, чтобы сопротивляться, они могут стать кем угодно, чем угодно. Но что еще хуже — они тут же оправдают это с помощью логики. Массовое заболевание «ри-иосерит» (rhinoceros — носорог) оказалось возможным из-за определенной идеологии, лишившей людей сил сопротивляться болезни. Многие буржуазные критики, стараясь придать двусмысленность пьесе, объявляют ее вообще «антитоталитаристской». Но, как заметил английский критик Ричард Ко, диалог Жана и Беранже из третьего акта показывает вполне определенную идеологию, оправдывающую превращение в носорогов.

Жан, обосновывая превращение в носорогов, приводит уже знакомые нам доводы о том, что «надо уйти по ту сторону моральных устоев», что «мораль противна природе», что «надо вернуться к первобытной цельности». Это не что иное, как фашизм с его культом иррационального «голоса крови». И что именно фашистская опасность угрожает человеку, самостоятельное мышление которого отключено, ибо он принимает уже готовые истины и лозунги, Ионеско заметил еще за десять лет до создания «Носорога».

Май 2014
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июл    
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031