Понятие сценической иллюзии

Понятие сценической иллюзии

Для Мельхингера театральная форма отражает не только социальную природу человека, но прежде всего вечное недовольство личности жизнью «как она есть». Сцена оспаривает реальную несправедливость уже самими элементарными театральными формами.

В этих формах спрятаны, сохранены, передаются от поколения к поколению поиски инобытия, иной, празднично ритуализованной жизни, свободной от буржуазной прозы, противящейся увековечению разделения труда, несправедливости, догматизма.

Понятие сценической иллюзии, «иллюзионизма», столь разноречиво и порой расплывчато понимаемое в театроведении, под пером Мельхингера — автора театральной энциклопедии «Драма от Шоу до Брехта» (1957) сужается и «идеологизируется». К иллюзионизму критик относится непримиримо, ибо иллюзионизм театральный, по его представлениям, облекает иллюзионизм морально-идеологический.

Диктат «двойного», морально-политического и сценического, иллюзионизма сковывал театр XVIII-XIX вв., своим жизнеподобием потакавший доктринерству и отражавший господство буржуазной морали и буржуазных идеалов, обернувшихся для ряда последующих поколений иллюзией.

Возрожденная на рубеже XIX-XX вв. театрализация, новая жизнь «элементарных форм» театра явилась естественным отражением бунтарского «антиконформизма» человека XX в., его ответом воцарявшемуся тоталитаризму.

Антииллюзионистская» тенденция к нарушению па сцене жизненных форм — ради создания новой автономной сценической реальности — адекватна в этом смысле тенденции нарушения жизненных норм, из-за их несоответствия стремлениям «взбунтовавшегося человека».

Май 2014
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июл    
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031