На закономерностях жизненного опыта и жизненной борьбы покоится структура драмы, прежде всего — структура драматических жанров, разбор которых составляет главное достоинство «Жизни драмы» Э. Бентли.
«Всякое искусство служит нам спасательным поясом. Оно спасает нас в океане бессмысленности. Эта его необыкновеннейшая миссия особенно значительна сегодня, когда ее все меньше и меньше способны исполнять религия и философия. Спасаясь с помощью искусства, мы вновь обретаем чувство личного достоинства, которое одно открывает нам доступ к достоинству других, к достоинству, заключенному в самой человеческой жизни».
Постоянный долг искусства обусловлен постоянством этой человеческой и общественной потребности. Постоянство драматических жанров фиксирует постоянные человеческие чувства: страх -и жалость (мелодрама), презрение и симпатию (фарс), горечь, печаль — и радость (комедия), ужас, трепет — и сострадание (трагедия).
Разбор драматических жанров ведется у Бентли от «низ-ких» — к «высоким»: от первичных образцов мелодрамы (у Бентли — основа всякой драмы) и фарса (у Бентли — первооснова театра) — к комедии и трагедии и к их синтезу в трагикомедии.
В мелодраме, считает критик, находят художественное, интенсифицированное выражение каждодневные, иррациональные чувства страха и жалости. (Бентли важна и их каждодневность, и их интенсивность.) Отсюда — роковая роль случая и «дьявольская» мелодраматическая фигура злодея; отсюда — обнажение в мелодраме абсурдной и фатальной стороны бытия и соответственная гиперболизация будничных ситуаций.