Развлечения и дешевые приманки людей

Развлечения и дешевые приманки людей

Лютер Осборна — и фанатик, и бунтарь. Он и верит, и сомневается; а чем больше сомневается, тем больше верит, как это ни парадоксально. Во-первых, он хочет служить истине свободно, без насилия, оставаясь самим собой. В первой же сцене посвящения в монахи со всей ясностью поставлен этот вопрос: перед Лютером открываются два пути — или немедленно покинуть монастырь, или стать братом Мартином и во всем повиноваться отныне богу и ордену. «Если ты решишь, то не будешь свободным»,- предупреждает настоятель. Лютер, не раздумывая, выбирает второй путь, но в тот же момент все существо его восстает: почему он не может оставаться при этом свободным, почему должен отказаться от самого себя? Вера из-под палки не устраивает Лютера. Так сразу, в полный голос, начинает звучать в пьесе ее первая, едва ли не самая главная тема.

С борьбой за свободу человека, который верит, за его личную ответственность за все, что он уже совершил и еще совершит, связано и пылкое, категорическое выступление Лютера в драме Осборна против индульгенций и тех, кто их продает. Вера не в праве освящать и делать благородными неправедные дела. Грехи есть грехи, и отпускать их не дано никому. «Человек праведен не тогда, когда дела его признаны праведными. Лишь праведные дела, совершенные человеком, делают его самого праведным»,- поучает Лютер. Человек должен отвечать перед обществом, перед собой и перед другими людьми за все, что им сделано.

Во-вторых,- и это тоже существенно — Лютер Осборна хочет, чтобы вера, которой он посвятил свою жизнь, была чиста от наслоений, внешних, пустых кумиров, чтобы она была свободна от роскоши, эффектов, от театральщины и тем самым не манила бы к себе пустых, падких на развлечения и дешевые приманки людей. Истина, которой жаждет служить Лютер, должна быть строгой и требовательной, лишен-ной корысти и мишуры.

Май 2014
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июл    
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031