Рихард Вагнер

Рихард Вагнер

Рихард Вагнер завещал современной опере «драму идей». Его герои воплощают определенные идеи и чисто интеллектуальные построения человеческого сознания.

Напрасно было бы ожидать, что современные композиторы, принимаясь за оперу, всякий раз делали для себя определенный выбор между Вагнером и Верди. В творческой практике принципы драмы характеров и драмы идей причудливо и разнообразно сочетались в одном произведении.

Эстетика экспрессионизма (а позже философия экзистенциализма) поддерживала взгляд на оперу как на «театр личности», театр индивидуального сознания. В предыстории новейшей оперы «театр личности» дал такой непреходящей ценности шедевр, как «Воццек» Альбана Берга, в котором сохранилось многое и от иллюзионного сценического принципа, и от оперной драматургии вердиевского типа, и от классических форм инструментальной музыки.

Антиподом явился «театр коллективного опыта», культивировавший массовые формы сознания: религиозные, политические, мифологические, поэтически-фольклорные. Именно здесь и началось возрождение античных и средневековых жанров театрального представления на музыкальной сцене. Стилизация старых форм в музыкальном театре была попыткой вернуть этот театр к народности, «хитростью» преодолеть отчуждение искусства от быта и человека от искусства. Композиторы обратились к театральной культуре тех эпох, когда сценическое искусство было народным и единым. И этот возврат к традициям античности и средних веков был также протестом против приниженности бытовых «натуралистических» драм, пошлости коммерческого театра и кинематографа. Специфическое звучание в этой связи приобретают религиозные — библейские и евангельские — сюжеты, привлекающие драматургов и композиторов своей отрешенностью от суетных «будней» и в то же время заранее известные посетителям театра.

Май 2014
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июл    
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031