Роль сегодняшних теоретиков

Роль сегодняшних теоретиков

Роль сегодняшних теоретиков, куда дальше отстоящих от живого участия в театральном развитии, сводится, в сущности, к подтверждению правоты реформаторов театра XX в. и к соотнесению прежних открытий с особенностями современного общественно-исторического процесса.

Ф. Фергюссон, З. Мельхингер, Э. Бентли — идеологи демократической буржуазной культуры. Они появились в искусствоведении в тот момент, когда перед мировой культурой возникла потребность как никогда широко обозреть панораму становления искусства, увидеть его от истоков, попытаться духовно обогатиться за счет всех его достижений. Современная теория драмы принимает парад истории современной драмы во всем ее богатстве: Брехт соседствует с Чеховым, Кокто — с Шоу, Ануйль — с Ибсеном, Осборн — с Элиотом, и каждый из них и все вместе — породнились со своими далекими предшественниками. В разноречивых драматических принципах теоретики ищут единую, общую цель, «идею театра».

«Идея театра» предстает у Фергюссоиа, Мельхингера, Бентли одновременно и в ccjepe собственно театроведческих мотивов, и в свете актуальных общественных, идеологических проблем. Глубокое понимание специфики театрального искусства XX в., общественных задач современной сцены и эстетических потребностей современного человека — все это выделяет фигуры Фергюссона, Мельхингера, Бентли на фоне послевоенного западного театроведения и театральной критики.

Как далеко отстоят одна от другой концепции трех теоретиков, о которых идет у нас речь?

Книга Ф. Фергюссона проникнута столь же прекрасной и монолитной, сколько и чрезмерно общей, не принимающей достаточно реальных очертаний вне античного контекста «идеей театра» — театра идеального, существовавшего, но больше не существующего.

Май 2014
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июл    
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031