Романтическое стремление к всеединству

Романтическое стремление к всеединству

Романтическое стремление к всеединству, противопоставленное «веку уединения», под влиянием народных движений этих лет обернулось социалистическими симпатиями у левых экспрессионистов и стремлением к передаче духа массовости на сцене. Примеры: «Человек — масса» Э. Толлера, массовые сцены в пьесах, массовые зрелища в России. Таким образом, разобщенность личности и общества экспрессионисты пытались устранить проповедью единства. Но когда реальный революционный подъем масс пошел на убыль, оказалось, что абстрактный призыв ко всему лучшему в человеке тщетен. Говоря от имени абстрактно понятой человечности и обращаясь к ней в людях, экспрессионизм иногда недооценивал уродства реального социального человека. Брехт своим трезвым Bзглядом с самого начала заметил эту слабость.

«Господство вещных отношений над индивидами», проявление которого экспрессионисты видели в детерминистской эстетике натурализма, они пытались взорвать при помощи духовности. Существование филистера, т. е. человека, подчинившегося этому господству, приводило их в отчаяние. Герой одной из пьес Корнфельда душит некоего Иосифа, который ничего ему не сделал, только потому, что видит в нем олицетворение филистера. Страстность, пусть даже творящая зло, оправдывается. Ю. Баб пишет: «Холодное — вот содержание понятия „зло» для человека пламенного, сострадающего, наделенного силой любви; вот содержание „черта»».

Если мы уберем сострадание и силу любви, введенные сюда как нечто самоочевидное лишь потому, что «человек добр» (Л. Франк), то перед нами прообраз жестокости, жестокости «горячей», противопоставленной холодной жестокости капиталистической системы, жестокости машины.

Май 2014
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июл    
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031