Русский критик

Русский критик

Через год после премьеры «Воццека» русский критик И. Глебов (Б. Асафьев) писал: «Только по партитуре Воццека можно, насколько филистерски бесплодны и софистичны по существу всякие хуления и презрительные оговоры по адресу шенберговской школы, питомцем и идеологом которой является А. Берг». Асафьев видел в «Воццеке» «правду выражения» и «суровую логику изложения».

«Воццек» как произведение, объединяющее в себе признаки драмы идей и драмы характеров, предвосхищает ряд аналогичных произведений музыкального театра более позднего времени. Драма идей в оболочке сюнсетной драмы характеров практикуется в творчестве П. Хиндемита, Л. Даллапик-кола, Б. Бриттена, Ф. Пуленка, Г. В. Хенце. Для оперы XX в. эта традиция оказалась плодотворной. Современники поняли и оценили «Воццека»: велика была потребность одухотворения, интеллектуализации всем привычной, но скатывающейся к стандарту так называемой бытовой оперы XIX в., в которой уже несколько парадоксально ощущалась неполнота «реализма» рядом с взлетом экспрессионистского драматического театра и первыми крупными достижениями кино. Отличительными чертами подлинно современной музы-кальной драмы становится глубокий социальный критицизм, всепроникающий психологический анализ, освобождение от власти сюжета, тирании иллюзионистской «сценической реальности» и создание новой условности в сфере оперного театра, более емкой н близкой духовному миру современного человека, чем стилизованная народная сказка или античный миф. Многие из этих требований уже выполнены в «Воццеке».

«Моисей и Арон» — незавершенная опера Арнольда Шенберга — долгое время оставалась спорной и малоизвестной. Однако это произведение нельзя считать характерным только для времени зарождения его замысла.

Май 2014
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июл    
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031