Сартровская теория ситуации

Сартровская теория ситуации

Сартровская теория ситуации ценна как метод исследования индивидуума, сформированного обстоятельствами. Допускающая своего рода пренебрежение классовой социологией и историческим материализмом (закономерности истории, функционирующие независимо от воли человека, силы развития, действующие «внелично»; понятие исторической необходимости, отвергнутое Сартром за «фатализм», за подчинение силам, действующим выше человека и вне его), теория ситуации была обусловлена в свое время как реакция на фашистскую фальсификацию «общей идеи». Не что иное, как именно это, между прочим, заставило сатирика Эжена Ионеско выступить поначалу вообще против насилия «идеи идей» (для чего он в ранних пьесах исследовал законы общения между людьми), а позднее показать модель трагедии «взаимопонимания» и такого рода контакты, которые при определенных настроениях и условиях могут привести к тотальной «носорогизации». Как показывает практика китайских хунвэйбинов, ужасная сатира Ионеско, рожденная одной из гитлеровских манифестаций в Нюрнберге, оказалась весьма актуальной.

Экзистенциализм французского периода констатировал и утверждал роль личности в истории. Брехт, с его несомненным гегельянским «родимым пятном», отрицает и осуждает эту роль, считая ее при некоторых обстоятельствах неразумной и недействительной. Таковы в действии гегельянство Брехта и волюнтаризм Сартра. Французский философ трансформировал именно «волевым» образом немецкий экзистенциализм Хайдеггера и великий диалог Кьеркегора с самим собой.

«В противоположность французским интеллектуалистам Брехт исходит из интересов народа, а не личности.

Май 2014
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июл    
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031