Сцена сожжения

Во многих критических работах уже отмечалось, что сцена сожжения лютеранских книг в Майнце была у Хиндемита откликом на берлинское книго-сожжение 1933 г. Правда, Германия не ощутила на себе этих пощечин: «Художник Матис», отвергнутый Геббельсом, скромно прозвучал на сцене Цюрихского театра 28 мая 1938 г.

В опере «Художник Матис» Хиндемит искал такую театральную форму, которая была бы единственно возможной и необходимой для произведения, независимо от того, нова она или стара, лишь бы она вытекала непосредственно из музыкально-поэтического материала. Эта форма родилась, по-видимому, вместе с текстом и в тесной связи с музыкальным замыслом: сценические картины, фигуры действующих лиц — все зримое составлено из элементов живописи Матиаса Грюневальда лишь с небольшими включениями элементов бытового исторического фона. Декорации некоторых картин прямо копируют Изенгеймский алтарь («Концерт ангелов», «Искушение святого Антония», «Встреча св. Павла и св. Антония»). Образы Грюневальда проясняют для театрального слушателя идейно-художественный замысел Хиндемита, однако же словесный текст (превосходный, например, как сценарий исторического фильма) перегружен деталями и вообще сложен для восприятия в пении.

В еще большей степени это относится к «Гармонии мира» (1957), где высокая сложность текста и любовная детальная его поэтическая обработка в пении отчасти пропадают. Капитальность «Гармонии мира» как оперной композиции такова, что она — нечто вроде свода законов оперы и каталог всех внемузыкальных идей, достигших оперной сцены ко времени написания этого произведения. Исключительное богатство оперы: литературно-поэтическое, историко-познавательное и имманентно музыкальное — делает произведение не только драмой для сценического воплощения, не только «музыкой вообще», но и «книгой для чтения», «учебником истории в музыкальных картинах».

«Энциклопедическая» обстоятельная манера

Началась эта «энциклопедическая» обстоятельная манера у Хиндемита еще в «Матисе», который, как и «Гармония мира», есть прежде всего музыкально-поэтическая биография, где подчеркиваются современные черты творческой личности в ее трагическом конфликте с совестью и требованиями истории. В «Матисе» и «Гармонии мира» Хиндемит уповал создать интеллектуальные драмы в традиционных оперных формах, предназначенные для установления духовного контакта с мыслящими людьми. Без непосредственного контакта с публикой, без отклика людей Хиндемит не мыслит себе творчество. Предчувствуя предстоящую изоляцию от аудитории, Хиндемит покинул в 1934 г. Германию, а получив после войны неограниченно широкое поле общения, он в 50-х годах превращает свою жизнь в бесконечное путешествие по разным странам, театрам, фестивалям, чтобы постоянно слышать свой голос и отклик на него.

Для избранного нами аспекта критического рассмотрения драматургии музыкально-театральных форм «Гармония мира» представляет особый интерес. Две последние крупные оперы Хиндемита доводят до крайней остроты внутреннюю конфликтность и негармоничность жанра. С точки зрения музыки это блестящие произведения, кроме того, редкостные по идейной наполненности и качеству поэтического текста, но музыка и драма в них соперничают, стремятся к раздельному и независимому существованию. Правда, это соперничество нисколько не умаляет достоинств вокализации слова. Хиндемит достигает замечательной выразительности речитатива, наполняет оперу не только жанрово-характерным материалом, но и красивым пением (вся партия Сусанны в «Гармонии мира») и обработанными с неповторимым искусством подлинными мелодиями немецких песен и хоралов, взятых как документ исторической эпохи и одухотворенных новым видением современного человека.

Май 2014
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июл    
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031  
Заказать с доставкой корпусную и мягкую мебель в магазине Mebelesa http://mebelesha.ru/product/4075/index.php