Сценический миф

Сценический миф

Фергюссон утверждает необходимость следовать на сцене жизненному ритуалу, утверждает первенство жизненной реальности, апеллируя к реальности духовной, к идее гармонического общества, к необходимости здорового общественного существования и т. п. Можно сказать, что для Фергюссона сценическая реальность покоится на внесценическом духовном мифе — мифе (или мечте) о духовно здоровом обществе.

Мельхингер, напротив, сценический миф, иллюзорную жизнь сцены оправдывает и утверждает как проекцию реальной социальной коллизии. Миф искусства для него вырастает на почве жизненной реальности,- чтобы ее оспорить.

Бентли утверждает театр и жизнь в их взаимопроникновении. Миф искусства и жизненная реальность объясняют друг друга. «Низкие» жанры живут в «высоких» (и наоборот). Ценность тех и других удваивается там, где их черты сливаются, образуя синкретическое — и духовно, и с точки зрения художественных методов — искусство сегодняшнего театра.

Для Фергюссона театр — более чем серьезная вещь, театр серьезен как жизнь с ее вескими проблемами, как история с ее неумолимой поступью. Для Мельхингера театр постоянно затевает игру с жизнью, и сцена поэтому — полноправный соперник реальных житейских подмостков. Для Бентли театр сливает воедино обе стихии — реализм и игру. Стихия игры, запечатленная в исконно театральных жанрах, иносказательно трактует о реальном, серьезном, о человеческих судьбах. То, что серьезно в жизни, оживает на сцене неизбежно в форме театральной игры.

На первый взгляд кажется, что теория Бентли — антипод «Идеи театра» Фергюссона, а Мельхингер опровергает обоих американских авторов. Но пусть Фергюссон связывает прошлое, настоящее и будущее драмы с древним и вечным Хором, сливающим воедино в трагическом ритме бытия голос и действие мирового коллектива; пусть Мельхингер ставит на место Хора «взбунтовавшегося человека» с его арсеналом масок, а Бентли ищет смысл драмы в трагикомедии «маленького человека»,- пафос этих работ, взятых вместе, заключается в утверждении не подменной социальной службы театра в современном обществе.

Май 2014
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июл    
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031